Педагогические технологии

Педагогические технологии

Понятие «педагогические технологии в обучении» на сегодня, хотя и прочно вошло в обиход, понимается по-разному, и в употреблении термина существуют значительные расхождения.

Что такое педагогические технологии, и каково их применение

Разберемся, что же все-таки скрывается за загадочным словосочетанием «педагогические технологии», и как эти технологии влияют на процессы обучения.

Слово «технология» означает совокупность приемов в том или ином деле, системный метод.

Таким образом, педагогические технологии — это и совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют выбор форм, способов, методов обучения, и технология реализации учебного процесса, и модель педагогической деятельности.

Говоря простыми словами, учебно-педагогическими технологиями можно назвать методы подачи материала ученикам и способы его преподавания.

Не секрет, что обучение человека знаниями, навыкам, какой-либо деятельности — это сложный комплексный процесс, который включает различные техники. Недостаточно просто прочитать инструкцию; нужно подать материал, сообразуясь с возрастом, в такой форме, которая понятна учащемуся. В последнее время в педагогике все больше используются достижения психологии, поскольку сейчас важно учить не через принуждение, а через заинтересованность. Для этого постоянно разрабатываются новые методики и подходы.

Отдельная проблема — устаревание информации.

Никогда еще она не была такой острой, как сейчас, но в будущем прогнозируется ее дальнейшее обострение.

Дело в том, что науки развиваются не линейно, а по экспоненте, то есть, объем новой информации увеличивается со все более возрастающей скоростью. В результате жизненные реалии меняются очень быстро, а с ними меняются и реалии профессиональные.

Вспомните, сколько профессий, без которых было не обойтись 30 лет назад, бесследно исчезли! Дальше этот процесс будет только нарастать.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Параллельно с исчезновением многих профессий, другие специальности модернизируются; также появляются совершенно новые профессии. И кто из преподавателей готов к этому?

Они готовят детей для жизни в нашем мире, сообразуясь с собственным опытом, но этот опыт является прошлым даже в настоящей точке времени, а через 10–20 лет он уже будет совершенно не актуальным.

А дети, которые сейчас получают образование, будут жить в мире, который нынешние преподаватели и представить себе не могут.

Возникает естественный вопрос: как и чему в такой ситуации можно учить детей, если многие знания станут устаревшими через пару десятков лет?

Тут и приходят на помощь новаторские подходы к образованию и новые педагогические технологии.

В настоящий момент основной проблемой является огромное количество информации.

Если еще 50 лет назад стандартом было вложить в головы детей как можно больше знаний, сейчас этот фокус уже не проходит. Информации очень много, и она постоянно меняется. На первый план выходит способность эту информацию искать, обрабатывать, анализировать, систематизировать и использовать в соответствии со своими нуждами. Также современному человеку необходимы следующие качества:

  • гибкость мышления;
  • умение кооперироваться, работать в команде;
  • высокий уровень устойчивости к стрессу;
  • способность быстро менять направление деятельности;
  • системный подход к работе.

Именно эти качества работодатели называют наиболее желаемыми у соискателей. При этом они отмечают, что соискатели с высшим образованием показывают гораздо более развитую ответственность, надежность, целеустремленность, что тоже необходимо современному специалисту.

Очень важно сейчас получить высшее образование в широком смысле слова: постоянно меняющиеся реалии с большой долей вероятности приведут к необходимости хотя бы один раз за профессиональную жизнь сменить сферу деятельности или хотя бы немного изменить ее направление. В этих условиях широкий кругозор и хорошее образование станут тем фундаментом, который позволит оставаться на ногах.

Все эти качества необходимо развить в ученике в процессе образования; этому служат педагогические технологии.

Какие требования сегодня предъявляются к педагогическим технологиям в образовании:

  • Стремление вызвать заинтересованность учащихся учебным материалом. Этой цели служат определенные формы подачи информации, методы ее освоения.
  • Наглядность подачи материалов.
  • Личностно-ориентированный процесс обучения.
  • Развитие навыков командной работы у учащихся.
  • Использование компьютерных технологий в образовании.
  • Дистанционные методы обучения.
  • Применение новейших научных открытий психологии и педагогики.
  • Ориентировка на практическую и проектную деятельность.
  • Поощрение самостоятельности учащихся.
  • Развитие системного мышления у учащихся.

Принципиально важные основные положения педагогических технологий:

  • планирование, как воспитания, так и образовательного процесса, в соответствии с эталоном;
  • четкое программирование последовательности учебного процесса;
  • постоянный мониторинг процесса образования и сопоставление его с выбранным образцом;
  • корректировка результатов, при необходимости, на любом этапе процесса.

Современные педагогические технологии в образовании делятся на две основные группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии.

Предметно-ориентированные технологии образования включают:

  • технологию постановки цели;
  • технологию педагогического процесса;
  • технологию усвоения;
  • технологию концентрированного обучения.

Личностно-ориентированные технологии образования подразделяются:

  • на технологии педагогических мастерских;
  • технологию обучения как исследования;
  • технологию «эвристического» обучении;
  • технологию персонифицированного обучения;
  • технологии коллективной мыследеятельности.

Виды педагогических техник в образовании

Традиционной педагогической техникой является классно-урочная система, которая всем нам известна по школьному образованию. Традиционная техника обучения сложилась еще в XVII веке; ее основная цель — воспитание личности с заданными характеристиками, поэтому процесс обучения концентрируется на усвоение знаний и навыков, а не на развитие личности ученика.

Атрибуты этой техники — жесткое расписание: уроки, перемены, каникулы.

Традиционная технология является авторитарной системой требований, а учебный процесс не связан с жизнью учащегося и его внутренними потребностями; она характеризуется усредненным подходом и слабой обратной связью.

На сегодняшний день, хотя по инерции эта техника широко используется, она уже практически изжила себя, как неактуальная с точки зрения требований современного общества.

Однако было бы ошибкой считать, что ей нет альтернатив. На сегодня существуют более современные технологии обучения.

Рассмотрим основные виды современных педагогических технологий в образовании.

Информационно-коммуникационные технологии

Они связаны, прежде всего, с использованием новых технических средств, а именно, компьютеров и сетевых технологий.

Целью такого обучения является пробуждение у учащихся интереса к самообразованию, развитие умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.

Информационно-коммуникационные технологии включают следующие этапы:

  1. Выбор типа занятия и анализ программы.
  2. Подбор и создание информационных продуктов.
  3. Применение информационных продуктов в педагогической и образовательной деятельности.
  4. Анализ эффективности учебного процесса, изучение динамики.

Технология критического мышления

Критическое мышление — это тип мышления, открытого новым идеям, но не принимающего ничего без доказательной базы. Развитие критического мышления чрезвычайно важно для формирования современного человека.

Учебный процесс организуется в виде трех стадий:

  1. Актуализация имеющихся знаний, определение целей рассмотрения той или иной темы (мотивационная стадия).
  2. Контакт с новой информацией, ее систематизация, формулирование вопросов по теме (информационная стадия).
  3. Этап размышления и закрепления знаний (коммуникационная стадия, включающая бесконфликтный обмен мнениями).

Проектная технология

Цель технологии — развитие интереса учащихся к тем или иным проблемам и освоение знаний и навыков через проектную деятельность. Таким образом, учащийся получает активную роль в приобретении новых знаний.

Для проектной технологии характерны:

  • высокий уровень коммуникативности;
  • активное включение учащихся в деятельность, возможность формировать и выражать свое мнение;
  • цикличность учебного процесса.

Проектная деятельность состоит из следующих этапов:

  1. Организационно-подготовительный.
  2. Поисковый.
  3. Итоговый.
  4. Этап рефлексии и оценки.

Технология проблемного обучения

Под руководством педагога создается «проблема», решить которую призваны учащиеся. Для решения проблемы им необходимо найти определенную информацию, получить знания и научиться применять их для решения поставленной задачи.

Важно, чтобы проблема была учащемуся интересна и соответствовала его интеллектуальному уровню.

К достоинствам проблемного обучения можно отнести высокую активность учащихся, развитие их поисковых и мыслительных навыков. К минусам относят низкий уровень управляемости их познавательной деятельностью со стороны педагога.

Игровые технологии

Одна из наиболее популярных на сегодня педагогических технологий обучения — игровая, поскольку игра — это один из основных видов деятельности человека. Она позволяет моделировать жизненные ситуации и решать возникающие проблемы в игровой форме, создавая шаблоны.

Для детей и молодежи игра — это естественный вид деятельности, который им интересен. А поскольку игра связана с приобретением новых знаний и навыков, она легко встраивается в образовательный процесс.

Игры стимулируют мыслительную и познавательную деятельность, формируют ассоциативное запоминание, повышают мотивацию к изучению предмета.

Кейс-технология

Эта очень модная на сегодня технология используется сегодня не только в школах, но и в вузах, например, разбор кейсов — это важная составляющая учебного процесса на магистерских программах.

Учащимся предлагается для анализа реальная ситуация («кейс»), которая содержит определенную проблему, требующую решения. По сути, это та деятельность, с которой будут сталкиваться специалисты в своей профессиональной деятельности.

Кейс-технология — это соединение теории и практики; она развивает критическое мышление и навыки анализа, позволяет продемонстрировать различные точки зрения, формирует навык оценки альтернативных вариантов, генерирования путей решения проблемы.

Учащие развивают интерактивные умения, формирую экспертные знания и навыки.

Технология творческих мастерских

Интересная альтернатива классно-урочной системе, в которой сочетаются индивидуальная и групповая формы деятельности.

К основным ее этапам относятся:

  • индукция (создание мотивации, побуждение к действию);
  • деконструкция (формирование информационного поля);
  • реконструкция (создание решения проблемы);
  • социализация (сравнение группами результатов своего труда);
  • афиширование (презентация);
  • разрыв (инсайт, озарение, скачок роста знаний);
  • рефлексия (осознание необходимости учиться дальше).

Интегрированное обучение

Для этой учебной деятельности характерна интеграция разных дисциплин. Поскольку наш мир многообразен, это естественный способ его познания. Кроме того, для современной реальности характерно возникновение междисциплинарных профессий; интегрированные технологии обучения готовят учащихся к этому.

Интегрированное обучение позволяет поддерживать познавательный интерес учащихся на высоком уровне, формирует навыки работы в группе, расширяет кругозор, обеспечивает системное восприятие окружающего мира.

Модульная технология

Эта технология широко используется в немецких вузах, где обучение построено из модулей. Модульная технология развивает у учащихся навыки самообучения и самоорганизации; обучение основано не на использовании памяти (зубрежка), а на развитии механизмов мышления.

Методы преподавания

Современные методы преподавания делятся на три группы:

  • методы организации (словесные и наглядные, практические, поисково-исследовательские, объяснительно-иллюстративные, индуктивные и дедуктивные);
  • методы контроля (проверки и самопроверки в устной и письменной форме);
  • методы стимулирования учебной деятельности (поощрение).

Также методы обучения делятся на активные, пассивные и интерактивные.

Какие процессы обучения существуют в педагогике

Процесс обучения может рассматриваться на следующих уровнях:

  • теоретическом (обобщенная модель);
  • уровне изучения определенных предметов;
  • проекта;
  • уровне реального осуществления.

Есть ли у зарубежных вузов преимущества в педагогическом образовании

На сегодняшний день основная проблема отечественных вузов — это упор на теорию. Теория в университетском образовании, безусловно, важна, но изменения в нашей жизни диктуют и изменение подхода к образованию. Сейчас нужны специалисты, не столько как носители огромного багажа информации, сколько как люди с гибким и развитым мышлением и определенными навыками.

Современным педагогам также необходимо получать такое образование, которое соответствует реалиям нашей жизни. Классно-урочная система уже отмирает, и молодым педагогам нужны знания об альтернативных образовательных технологиях.

У молодых специалистов свои проблемы — им сложно устроиться на работу, не имея опыта работы и негде взять этот опыт.

Поэтому так важно, чтобы учеба в вузе развивала способность мыслить, анализировать, решать проблемы, а также предоставляла возможность практиковаться в реальных условиях.

Это возможно в вузах Германии, где учебный процесс построен так, чтобы студенты большое количество проектов вели самостоятельно; к тому же, в немецких вузах учебный процесс предусматривает большое количество практики, например, будущие педагоги проходят ее, начиная с первого года обучения. Вузы Германии чутко реагируют на все изменения в науке и быстро подхватывают инициативу, что возможно, не в последнюю очередь, благодаря хорошему финансированию со стороны государства.

Таким образом, на рынок труда выходят уже специалисты с определенным опытом, с навыками самостоятельной работы.

Кроме того, в соответствии с современными требованиями рынка труда, немецкие учителя обычно ведут сразу несколько предметов.

Важно!

В Германии сегодня большой дефицит учителей.

Поступление в немецкий вуз — хорошая идея еще и потому, что высшее образование в Германии сейчас для всех бесплатное.

Но, прежде чем выбирать вуз, обязательно пройдите карьерное планирование, чтобы наиболее точно подобрать профессию и заодно получить пару ценных советов.

Изучите также: Подбор программ обучения в немецких вузах

Как изменится наша жизнь, никто не знает. Одно можно сказать точно: она меняется уже сейчас. Чтобы быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом завтра, нужно уже сегодня выбрать вуз, который дает современное образование и открывает перед выпускниками широкие перспективы. На сегодня один из лучших и к тому же, бесплатный вариант — немецкие вузы. Обратитесь к специалистам за консультацией по сбору пакета документов и помощью в поступлении.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяДля чего учить биологию. Можно ли сделать эти занятия интересными
Следующая статьяИнженер в Германии: специфика работы и размер зарплаты специалистов