Современные технологии образования

Современные технологии образования

Образование — это процесс передачи знаний и навыков от старшего опытного поколения — младшему. Когда-то оно осуществлялось самым простым методом — наблюдением за мастером и копированием его действий. Так обучались и сапожники, и художники.

Однако уметь делать что-то и уметь научить этому — совершенно разные умения. Еще лет сто назад учителя не стеснялись включать в арсенал технологий образования розги и другие виды физических наказаний. Но время показало, что этот путь не эффективен.

Рассмотрим, какие технологии применяются в современном образовании.

Современные технологии в системе образования

Обучение — это самостоятельная сфера деятельности, недаром педагогика является отдельной наукой, поэтому в образовании есть собственные технологии.

Человек может учиться новому разными способами, и современная наука изобретает все новые образовательные технологии, позволяющие сделать процесс получения образования максимально плодотворным, простым, увлекательным.

К современным тенденциям в образовании можно отнести следующие отличительные черты:

  • Стремление сделать учебу интересной. Если раньше считалось, что учеба — это труд, и радости от нее ждать не нужно, сейчас применяется совсем другой подход, считается, что наиболее продуктивна учеба, которой занимаются увлеченно, с радостью и энтузиазмом. Современная психология подтверждает, что положительные эмоции, увлечение предметом повышают эффективность усвоения материала.
  • Использование открытий психологии и других наук для разработки методик результативного обучения.
  • Коллективная работа, сотрудничество, воспитание умения работать в команде. Жизнь диктует свои требования. Сегодняшний работодатель скорее закроет глаза на отсутствие некоторых необходимых профессиональных компетенций (их ведь можно наработать), чем на отсутствие так называемых soft skills.
  • Ориентирование на практику. Этот момент можно назвать «хорошо забытым старым». Современное образование обращает большое внимание на то, чтобы учащиеся имели доступ к практической деятельности для отработки полученных знаний и навыков. Особенно важна практика при получении профессионального образования. В передовых вузах это знают, и студенты в них проходят практику прямо с первого курса, используя полученные знания, как, например, в высших учебных заведениях ФРГ (и это не мытье университетских коридоров, как это нередко бывает в российских университетах).
  • Компьютеризация в помощь процессу обучения.
  • Дистанционные технологии получения образования.

Как используют современные технологии в образовании

Одной из важных современных тенденций в образовании является использование современных технических средств.

Научно-технический прогресс захлестнул все сферы нашей жизни, и сейчас редкий учебный процесс обходится без применения современной техники. Учащиеся используют потенциал компьютеров, интерактивных программ и других учебных пособий, о которых раньше не приходилось и мечтать, что, конечно, повышает результативность занятий.

Начиная с обучения в школе, используются индивидуальные лэптопы (планшеты), классы даже обычных региональных школ оборудуются интерактивными досками.

Благодаря такому оснащению достигаются следующие цели:

  • наглядность подачи материалов;
  • вовлечение нескольких каналов восприятия информации, что повышает продуктивность обучения;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • параллельное основной учебе овладение техническими средствами;
  • интерактивность обучения;
  • личностно-ориентированное обучение.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования

Говорят, что воспитание и образование всегда опаздывают, ведь старшее поколение воспитывает детей, исходя их своей реальности, а жить и работать эти дети будут в совершенно другом мире, о котором мы пока ничего не знаем. В современном обществе этот разрыв принимает драматическую форму: жизнь меняется настолько быстро, развитие в науках происходит столь стремительно, что невозможно что-то прогнозировать даже на 5–10 лет.

В этой реальности огромное значение приобретают soft skills — гибкие навыки:

  • умение учиться и воспринимать новое;
  • гибкость мышления;
  • способность к коммуникациям и сотрудничеству;
  • умение обрабатывать информацию.

То есть, современная педагогика уже не стремится зубрежкой вложить в головы учеников как можно больше информации, а скорее работает на тем, чтобы научить их мыслить логически, добывать и анализировать информацию, сотрудничать и кооперироваться с другими людьми.

Для развития этих жизненно важных современному специалисту (и, вероятно, специалисту будущего) навыков требуется новый подход. Уже нельзя просто посадить ученика за книгу и заставить вызубрить ее наизусть; нужно научить его обработать поданную в книге информацию и использовать ее в практической деятельности.

Рассмотрим основные педагогические инновации, которые используются в последние годы в образовании с целью воспитания современного человека.

Интересно!

Слово «инновация» состоит из частей «in» и «novatio», что означает «изменение, направленное на улучшение».

Проектная и исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность дает возможность учащимся более полно развить свой творческий потенциал, самостоятельно найти информацию, сделать выводы, пополнить свои знания, вникнуть в изучаемую проблему.

Учащийся здесь — не пассивный потребитель чужих знаний, а активный искатель и творец, а своим трудом добытые знания и навыки значительно эффективнее, чем те, что, зевая, прослушал на лекции.

Цель проектного обучения — создание условий, в которых учащийся самостоятельно ищет информацию из различных источников и учится пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Проектная деятельность зачастую осуществляется в группе, развивая навыки работы в команде.

Деятельность осуществляется по следующему плану:

  • участники проекта получают инициативу от какого-то лица в реальной жизни;
  • форма обучения обсуждается и утверждается участниками проекта;
  • участники проекта сами распределяют виды деятельности, осуществляют свои участки проекта и информируют других о продвижении;
  • процессе проектной деятельности, участники могут дискутировать, обсуждать работу, искать совместные пути решения проблем.

Таким образом, развивается самостоятельность, организованность, умение сотрудничать и вести дискуссию.

Роль преподавателя в этом виде деятельности, скорее, координирующая: он участвует в дискуссиях, помогает выбрать темы, предлагая их варианты, проводит организационную работу по объединению учеников, консультирует, организует экспертизу, оценивает результаты работы.

Исследование — это деятельность, восстанавливающая порядок вещей по косвенным признакам. То есть, информацию тут придется добывать самостоятельно. Поэтому у учащихся развиваются такие качества, как умение искать информацию, анализировать ее, сопоставлять, делать прогнозы.

Исследовательская деятельность включает следующие этапы:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск и изучение источников информации.
  3. Овладение методикой исследования.
  4. Сбор данных.
  5. Анализ и структурирование данных.
  6. Обобщение.
  7. Выводы.

Сложно переоценить важность исследовательской деятельности для формирования специалиста, ведь она развивает гибкость мышления, способность к адаптации в меняющихся жизненных ситуациях, умение самостоятельно приобретать знания, умение критически мыслить, грамотно работать с информацией, навык самостоятельной работы над собственным интеллектуальным и творческим развитием.

Для проектной и исследовательской модели характерны:

  • постановка учащегося в центр процесса;
  • индивидуальный темп работы каждого учащегося;
  • комплексный подход;
  • глубокое усвоение знаний.

Интересно!

Эти виды деятельности буквально поставлены «во главу угла» в немецких вузах. У всех студентов постоянно в работе находятся собственные научно-исследовательские проекты, благо, техническая база хорошо финансируемых государственных вузов Германии позволяет вести их и получать интересные результаты.

Игровые технологии обучения в образовании

Применение игровых технологий в образовании сегодня представляет особый интерес. Для них характерны взаимодействия преподавателя и учащегося в рамках заданного сюжета:

  • учебная цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  • разработаны определенные правила, которым должна подчиняться учебная деятельность;
  • используется элемент соревнования.

Игровые методы стимулируют умственную деятельность, развивают интерес к предмету, тренируют внимание, речевые навыки, а также дают учащемуся активную роль, развивая его ответственность.

Интересно!

Игра — это межнациональный общечеловеческий феномен, часть нашей повседневной жизни. Игры дают нам возможность моделировать жизненные ситуации и проживать их «понарошку», тренируя и развивая важные для жизни качества. Их развлекательный характер помогает превратить учебу в развлечение.

Информационно-коммуникативные образовательные технологии: онлайн-обучение и дистанционное образование

Использование компьютерных средств и сети Интернет позволило появиться новым современным технологиям — онлайн-обучению и дистанционному образованию. Дистанционные курсы, лекции, семинары, игры, интерактивные программы позволяют практически неограниченно обогащать учебный процесс.

Важно!

Несмотря на эффективность дистанционных форм обучения, их все же следует рассматривать как подспорье и обогащающий учебу материал, но не как замену остальных методов обучения.

Моделирование

Этот метод ставит перед учащимися проблему, которая требует решения. Благодаря активной самостоятельной деятельности учащиеся не только решают поставленную задачу, но и приобретают полезные навыки.

Виртуальная реальность

Это разновидность моделирования, при котором используется созданная компьютерная среда.

В чем преимущества зарубежных вузов

Современное образование, способное подготовить специалистов высокого уровня, специалистов, которые могут ориентироваться в быстро меняющейся среде, немыслимо без использования инновационных технологий обучения, а применение этих технологий в образовании невозможно без адекватного технического оснащения. В этом плане многие вузы СНГ проигрывают европейским учебным заведениям. Конечно, солидные столичные вузы располагают соответствующими мощностями и оборудованием, но в региональных университетах ситуация не такая радужная.

Беда в том, что в столичный вуз поступит далеко не каждый желающий: слишком высоки конкурсы и стоимость платного обучения.

В немецких вузах обучение проводится бесплатно.

Основой процесса обучения в немецких вузах становятся:

  • новые технологии образования;
  • академическая свобода и самостоятельность студентов;
  • постоянное ведение проектной и исследовательской деятельности;
  • большое количество практики.

Благодаря хорошему государственному финансированию, немецкие вузы прекрасно оснащены техникой, лабораториями, библиотеками, — всем, что требуется для современного обучения.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Нет никакой возможности предугадать пути развития науки и нашего мира в целом, но есть способы вырастить специалистов с развитым аналитическим мышлением, гибкостью, самостоятельностью и другими важными качествами, которые позволят ему в любой ситуации остаться «на плаву». Но такой учебный процесс требует адекватного оснащения учебных заведений. Именно это мы наблюдаем сейчас в Германии, где учеба в вузах бесплатна, а по окончании обучения можно устроиться на работу в этой стране. Алгоритм поступления в немецкий вуз таков:

  1. Пройти профориентацию.
  2. Проконсультироваться со специалистом по поводу подбора вуза, программы и сбора пакета документов.
  3. Подать документы в приемную комиссию.
  4. Ожидать зачисления.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяИнженер в Германии: специфика работы и размер зарплаты специалистов
Следующая статьяКомпьютерное образование