Процесс обучения немецкому языку

Процесс обучения немецкому языку

Иностранные языки сейчас становятся одним из основных факторов общекультурного и социально-экономического прогресса общества. Благодаря интеграции культурных и экономических процессов, владение иностранными языками становится одним из наиболее необходимых навыков образованного человека, поэтому обучению языкам, сегодня, пожалуй, нужно уделять наиболее пристальное внимание.

Процесс обучения в школах СНГ включает изучение иностранных языков. Обязательным к изучению является английский язык, но в последние годы делаются попытки ввести дополнительное обучение второму иностранному, чаще всего, французскому, немецкому, испанскому или китайскому. Однако эти усилия наталкиваются на отсутствие необходимой базы, к примеру, не хватает преподавателей, не разработаны программы, сложно вписать дополнительный предмет в расписание, из-за чего эта инициатива носит эпизодический характер, и изучают второй иностранный далеко не в каждой школе.

Родителям, которые понимают важность владения иностранными языками, приходится самостоятельно решать проблему организации процесса обучения.

Однако независимо от той ситуации, которая сложилась сейчас в школах, проблема организации процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе существовала практически всегда.

В отличие от других общеобразовательных предметов, изучение иностранных языков требует особого подхода. Совершенно неподходящим способом достичь в этом деле приличных результатов являются занятия в большой группе и с низкой интенсивностью, как это, в основном, и происходит в школах. Такие занятия не позволяют в большинстве случаев добиться устойчивого результата и свободного владения языками.

Несмотря на низкую отдачу от такой учебы, дети все равно затрачивают на нее большое количество своего времени; они должны выполнять довольно объемные домашние задания и скучать в классе, в результате чего у большинства из них формируется отрицательное отношение к самому процессу обучения иностранным языкам. Это, действительно, серьезная проблема, поскольку необходимость в знании иностранных языков никуда они исчезает; учить их жизненно необходимо для получения хорошего высшего образования и для карьеры в будущем. А дети уже учить их не хотят, да и взрослые занимаются ими только в случае крайней необходимости.

Тем не менее многие родители да и подростки, в целом понимают необходимость изучать, как минимум, английский язык и в зависимости от степени сознательности прикладывают те или иные усилия при изучении. Но что касается немецкого языка, далеко не всем очевидна необходимость обучения. В быту мы с ним сталкиваемся далеко не так часто, как с английским, вот почему многим кажется, что обучение немецкому языку — это напрасная трата времени и сил.

Дальновидные люди мыслят по-другому; они не только смотрят на то, что находится на поверхности, но и анализируют общемировые тенденции. Например, далеко не каждому человеку известно, что знание немецкого языка позволяет поступить на бесплатное обучение в немецкий вуз и получить высшее образование в Европе со всеми вытекающими из этого факта благоприятными последствиями.

В наше время, когда занятия в рядовой студии рисования для младших школьников могут стоить немалых денег, есть возможность обучаться в университете в Европе и не платить. Звучит фантастически, но это правда.

Однако доступна эта возможность только при условии знания иностранных языков — немецкого или английского; именно на них реализуется обучение во всех немецких вузах. Есть здесь свои нюансы: на программах бакалавриата подавляющее большинство программ немецкоязычные. Некоторые специальности, из числа популярных и востребованных, преподаются только на немецком языке. К примеру, к ним относятся медицинские, юридические и педагогические направления.

Справка

В отличие от профессии врача или юриста, в СНГ профессия учителя не слишком популярна и оплачивается недостаточно хорошо. В Германии дело обстоит совершенно по-другому; работа школьного учителя престижна, хорошо оплачивается и дает право на получение всевозможных очень приятных и желанных льгот.

На программах магистратуры в немецких вузах обучение, напротив, чаще осуществляется на английском либо одновременно английском и немецком языках. Однако большинство студентов получают образование в Германии с целью затем работать в этой стране, поскольку это, фактически, лучший способ найти работу в Германии. Поэтому им необходимо хорошее знание немецкого языка, и с этой точки зрения обучение на немецкоязычной программе является более целесообразным.

Тем не менее какой бы тип программы вы ни выбрали, школьных знаний немецкого или английского языка для обучения за рубежом явно будет недостаточно. Для поступления в немецкий вуз необходимо знание языка обучения на уровне от С1; его подтверждают сдачей международного экзамена и получением соответствующего сертификата. Тип требуемого сертификата необходимо уточнить в выбранном вузе.

Помимо того, что высшее образование в немецких государственных университетах бесплатно для студентов из любых стран мира, также привлекают поступающих и другие его плюсы:

  • Высокое качество образования, которое признается во всем мире. Фактически, международные рейтинги ставят немецкие вузы в один ряд с престижными и очень дорогостоящими колледжами Великобритании и США. Большинство иностранных студентов именно качество образования ставят на первое место среди причин, по которым они поступают в Германии.
  • Простой процесс поступления. Это особенно привлекает абитуриентов из СНГ, ведь у нас процедура поступления с каждым годом все усложняется и обрастает различными, иногда противоречащими друг к другу формальностями, что очень ее запутывает и увеличивает количество стресса у поступающих.
  • Уникальный характер учебного процесса в немецких вузах. Особенно это удивительно для наших студентов, потому что подход к организации учебы в немецких вузах очень сильно отличается от такового в наших классических университетах. В российских вузах стремятся к формированию специалистов широкого профиля и обеспечению высшего образования в классическом понимании этого слова. В Германии придерживаются актуальных тенденций рынка труда и акцентируют внимание на формировании специалистов в узких областях, введении программ по междисциплинарным направлениям и большом количестве практики, чтобы выпускать специалистов с высокой способностью к конкуренции.
  • Академическая свобода, формирование самостоятельности у студентов, гибкий подход к длительности обучения. Например, стандартные программы, которые, теоретически, рассчитаны на 7–8 семестров, в среднем студенты проходят за 14–15 семестров, потому что совмещают учебу с работой.
  • Комфорт в учебе, хорошая материально-техническая база, которая позволяет сделать учебный процесс более интересным, насыщенным и полезным.
  • Интернациональная обстановка в вузах. Поскольку в Германии до 16 % всех студентов являются иностранцами, это сказывается на обстановке в вузах. Можно не опасаться негативного отношения к иностранцам.

Все это делает немецкое образование очень популярным среди студентов-иностранцев, и сегодня среди поступающих за рубежом русских абитуриентов каждый четвертый отправляется на обучение именно в Германию.

Конечно, поступление в немецкие университеты для наших абитуриентов связано с определенными нюансами, поскольку напрямую поступить сразу после окончания одиннадцатого класса невозможно.

Но существуют способы поступить в немецкий вуз и для абитуриентов из СНГ:

Каждый из них подходит для того или иного конкретного случая; универсальных решений нет. Выбрать подходящий именно вам помогут наши консультанты.

Не пренебрегайте также их помощью и в других вопросах — карьерном планировании и подборе программ обучения в немецких вузах, потому что в Германии другой подход, другие названия программ, и самостоятельно сделать выбор может быть непросто, а ошибки в данном случае будут иметь долговременные последствия.

Также рекомендуем изучить основные этапы поступления в немецкие вузы даже в том случае, если раньше вы для себя такую возможность не рассматривали:

  1. Планирование поступления в немецкий вуз
  2. Подготовка к поступлению в немецкий вуз
  3. Поступление в вуз в Германии
  4. Зачисление в вуз в Германии

Однако вернемся к одному из основных навыков, необходимых для поступления в немецкий вуз — знанию немецкого либо английского языка и рассмотрим, как можно максимально эффективно организовать обучение.

Изучение языков — это процесс сложный, требующий затрат огромного количества сил и времени на обучение; именно в связи с этими сложностями зачастую иностранный язык становится для подростков нелюбимым предметом, да и многие взрослые, столкнувшись с необходимостью изучать языки, теряются и боятся подступиться к такой сложной задаче.

Но есть и хорошая новость: многое зависит от того, как построен сам процесс обучении иностранному языку. Современный подход предполагает создание заинтересованности учащихся предметом, их активную роль в процессе учебы, использование интенсивных методов, которые обеспечивают очень быстрый прогресс и таким образом укрепляют мотивацию учащихся. Поэтому от того, какой метод обучения немецкому или английскому языку будет выбран, зависит мотивация, которая напрямую влияет на успехи, скорость и качество освоения материала.

Функции процесса обучения иностранному языку

Как уже упоминалось выше, иностранный язык существенно отличается от других предметов и поэтому требует особенного подхода.

Цели изучения языка можно разделить на практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие, и только комплексный подход к их реализации позволяет достичь всех составляющих практического владения иностранным языком:

  • лингвистическую компетенцию;
  • стратегическую компетенцию;
  • социолингвистическую компетенцию;
  • культурную компетенцию;
  • дискурсивную компетенцию;
  • социальную компетенцию.

Сегодня практическое владение иностранным языком подразумевает:

  • владение речью в определенных границах;
  • развитие речевых умений по всем видам речевой деятельности;
  • сформированный навык понимания мыслей других людей и способность выражать свои мысли как устно, так и письменно;
  • способность к общению на иностранном языке в единстве всех его функций (познавательной, ценностно-ориентационной, этикетной, регулятивной).

Что включает в себя образовательный процесс при обучении немецкому

Если целью обучения языку является формирование коммуникативной компетенции, то существуют и способы достигнуть этих целей. В процессе обучения иностранным языкам выделяются такие понятия, как подход, метод и прием.

Под подходом подразумевается общая исходная позиция, от которой исследователь отталкивается, рассматривая большинство положений. Подход в обучении иностранным языкам играет основополагающую роль и является главной идеей, которая обуславливает построение метода. Поэтому метод и подход связаны друг с другом.

Метод — это путь, включающий систему целенаправленных действий преподавателя с одной стороны и учебных действий студентов — с другой.

Метод состоит из отдельных приемов, то есть, элементарных методических поступков, которые направлены на решение конкретной задачи. Фактически, метод является системой приемов, которая реализуются в процессе обучения.

Методы обучения классифицируются по нескольким признакам. Основная классификация подразделяет их на общие и частные.

Общие методы характерны для обучения любому языку, будь то немецкий, английский или какой-либо еще.

Частные методы учитывают специфические особенности отдельных языков, например, немецкий язык имеет падежи и рода, а английский таковых не имеет, поэтому обучение немецкому языку будет отличаться от обучения английскому или какому-либо еще.

Кроме того, методы, которые используются в процессе обучения иностранным языкам, подразделяется на различные типы в зависимости от их принципиального направления и содержания.

Например, все знакомы с грамматико-переводным методом (и искренне его ненавидят), который длительное время практиковался да и сейчас практикуется в общеобразовательных школах, начисто отбивая у учеников желание заниматься иностранными языками.

Он основан на том, что правила грамматики считаются основой языка и изучаются в первую очередь. Процесс обучения строится на переводе текстов с иностранного языка на родной и с родного иностранный. При этом не учитывается заинтересованность учащихся, темы текстов подбираются, исходя из соображений целесообразности для изучения языка, а не из интересов студентов.

Грамматико-переводной метод изучения иностранных языков энтузиазма у учащихся обычно не вызывает; он скучный, трудоемкий, долгий, а результат далек от идеала. Учащиеся осваивают книжный сухой вариант языка, а не живой разговорный.

Может возникнуть вопрос, почему вообще этот метод используется. Для этого нужно обратиться к истории.

Грамматико-переводной метод удобен для учителя в условиях обучения большой группы. Когда появились общеобразовательные школы с большими классами, он и возник. Но одно дело — удобство учителя и совсем другое — цели учащегося. Если мы учим язык для себя (для поступления, работы), то наша цель — выучить его как можно легче и быстрее, а не заботиться о том, чтобы учителю было удобно преподавать в большой аудитории.

Современные процессы обучения

В связи со всплеском интереса к изучению иностранных языков, стали более популярными разновидности прямого метода, который использует погружение в языковую среду.

Несмотря на то, что сегодня этот метод обучения считается новаторским, на самом деле, изначально именно он и использовался в процессе изучения иностранных языков. До появления и широкого распространения среди всех слоев населения общеобразовательных школ, иностранные языки изучали только дети в обеспеченных и знатных семьях. Они в школы не ходили, а учились дома, и учителей родители нанимали для одного ребенка или нескольких братьев и сестер.

Таким образом, обучение происходило индивидуально или в небольшой группе, при этом родители и представители круга общения детей тоже владели этими языками. Фактически, дети погружались в языковую среду, поэтому изучение языка происходило гораздо быстрее и эффективнее, а результат получался более качественным: воспитанники таких методов говорили на иностранном языке свободно и естественно.

Сегодня эти методы снова становятся очень популярными и практикуются в интенсивных вариантах как при индивидуальном обучении, так и в небольших группах. Проблемой, конечно, является организация погружения в языковую среду. Обычно стараются имитировать ее, используя в большом количестве чтение книг и периодики на изучаемом языке, просмотр и прослушивание теле- и радиопрограмм, каналов YouTube и других источников, благодаря чему учащиеся практически погружаются языковую среду. Взаимодействие с языком большую часть дня позволяет очень быстро прогрессировать в знаниях и умениях.

Есть и более продуктивный и увлекательный путь изучить язык интенсивным методом с использованием погружения в языковую среду — это учеба в немецких языковых школах. Особенно они эффективны при обучении немецкому языку, поскольку учащиеся проживают во время учебы в Германии.

Учеба в языковой школе — это очень эффективный способ быстро и качественно выучить иностранный язык. В первую очередь срабатывает психологический момент: человек выделяет специальное время, чтобы заниматься только изучением иностранного языка, а не посещает занятия два раза в неделю. Он оказывается в обществе, где на родном языке говорить не может и вынужден пользоваться изучаемым языком, что дает очень быстрый рост речевых навыков.

Немецкие языковые школы для обучения иностранным языкам используют интенсивные методики, что позволяет учить языки очень быстро.

Они предоставляют широкий выбор различных программ и курсов, которые можно выбрать в зависимости от начального уровня, конечных целей, желаемой интенсивности занятий. Для тех, кто учит немецкий язык с целью поступления в немецкий вуз, есть отдельные программы, которые включают, в числе прочего, и сдачу международного языкового экзамена, что очень удобно.

Языковые школы, помимо образовательных, предоставляют зачастую и дополнительные услуги, например, встречу в аэропорту, трансфер, жилье и питание в своей резиденции, а также организацию культурного досуга учащихся: посещение выставок, достопримечательностей, культурные походы и экскурсии, участие в конкурсах, соревнованиях, праздниках, изучение национальных традиций и другие интересные мероприятия, во время которых учащиеся в развлекательной форме пользуются изучаемым языком.

Длительность обучения в языковой школе может быть различной в зависимости от выбранного курса — от пары недель до нескольких месяцев.

Поездка в языковую школу становится ярким запоминающимся приключением, вызывает эмоции, которые становятся катализатором процесса обучения. На такой эмоциональной волне информация лучше запоминается, учащиеся осваивают живые разговорные варианты языка. У них появляются новые знакомые и друзья, они лучше узнают Германию, интерес к получению немецкого высшего образования у подростков после такого учебы только возрастает.

Советуем изучить: Немецкие языковые школы

При обучении немецкому общение с носителями языка особенно важно. Немецкий — это язык, в котором литературный и официальный варианты сильно отличаются от разговорного, которым люди пользуются в обычной жизни. Есть также множество диалектов. Поэтому очень важно учить его не только по учебникам и книгам, но и непосредственно в процессе общения с носителями языка, а именно этот вариант обеспечивают языковые школы.

В немецких языковых школах помимо обычных групповых программ можно выбрать программу индивидуального обучения, в том числе, с проживанием в доме преподавателя.

Таким образом, в языковой школе в Германии выучить немецкий можно очень быстро, качественно и с удовольствием.

Что касается финансовых вопросов, стоимость услуг немецких языковых школ на фоне других европейских стран очень умеренная; как минимум, на 20 % ниже. Остается только выбрать подходящую школу, курс и его длительность. Очень важно при этом не вестись на слишком дешевые предложения, которые могут не оправдать ваших ожиданий, а выбирать школу с хорошей репутацией и с максимально выгодным соотношением стоимости услуг их качества.

Сделать это, конечно, не очень просто, когда находишься в другой стране и не являешься специалистом по языковым школам, поэтому лучше потратить свое время на что-то более полезное, а выбор языковой школы поручить нашему специалисту, который обладает всей полнотой информации и сможет дать хороший совет в зависимости от ваших дальнейших планов.

Процесс обучения иностранным языкам может быть действительно увлекательным, а качество обучения немецкому, английскому или другим иностранным языкам — высоким. С хорошим знанием немецкого или английского языка можно поступить в немецкий государственный вуз, получить качественное престижное европейское образование бесплатно, а затем устроиться на работу, имея на руках диплом немецкого университета. Наши специалисты предоставят вам консультацию по карьерному планированию, подскажут, как правильно выбрать вуз и программу обучения, помогут с оформлением и отправкой пакета документов в приемную комиссию, а при необходимости в обучении немецкому или английскому языку помогут выбрать наиболее подходящую вам языковую школу в Германии и курсы немецкого. Записывайтесь на консультации и участвуйте в наших комплексных программах успешного поступления!

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяИндивидуальное обучение языкам
Следующая статьяМетоды обучения языку