Принципы обучения немецкому языку

Принципы обучения немецкому языку

Проблемы изучения иностранного языка волновали людей с давних пор. Владение иностранными языками — это всегда показатель высокой образованности и культуры человека, поэтому хорошее образование немыслимо без их изучения.

Сегодня знание иностранного языка, а лучше — нескольких иностранных языков — тоже многое говорит об уровне образования человека. Как минимум, английский на достойном уровне знать необходимо всем, но есть также иностранные языки, знание которых в буквальном смысле слова может полностью изменить жизнь к лучшему.

В первую очередь, это немецкий язык. Немецкий широко распространен в мире и особенно полезен для делового общения. Но это не единственные преимущества владения немецким (о чтении Шиллера в подлиннике тут говорить не будем, сосредоточимся на более утилитарном применении).

Свободное владение немецким — это возможность получить бесплатно престижное высшее образование, перспективную интересную специальность, устроиться на высокооплачиваемую работу.

Для молодежи из СНГ, которая на себе прочувствовала все «прелести» снижения финансирования вузов, это очень хороший вариант получения действительно качественного европейского высшего образования, но об этом, а также о тонкостях поступления в немецкие вузы речь пойдет ниже.

Интересно!

Сегодня каждый четвертый абитуриент из СНГ, поступающий за рубежом, выбирает поступление именно в немецкие вузы.

Советуем изучить: Университеты Германии

В статье рассмотрим современные принципы обучения немецкому языку; какие из них на сегодняшний день считаются наиболее эффективными, а также зачем вообще нужно учить немецкий.

Принципы обучения немецкому языку

В старину хорошее образование получали только люди, которые относились к верхушке общества. Обучение в этом случае происходило, в основном, в индивидуальном порядке, поэтому для изучения иностранных языков использовались методики, основанные на повторении.

Фактически, путем многократных повторений учащийся получал языковые навыки.

Этот метод требовал больших затрат времени, а также индивидуальных занятий с педагогом и постоянной практики в быту. Конечно, такое обучение было доступно только детям из богатых семей.

В XIX веке, когда появились массовые общеобразовательные школы, такой метод изучения языка стал неэффективным. Потребовалось разработка новых принципов обучения иностранным языкам (немецкому, в том числе).

В это время появился грамматико-переводной метод. Он не ставил целью заинтересовать учащихся и мотивировать их к учебе. Изначально учащиеся должны были освоить грамматические правила, которые затем использовались как инструмент для перевода текстов с родного языка на иностранный и наоборот.

Эти тексты всегда преследовали чисто академические цели и никогда не ориентировались на интересы учащихся. Вся учеба осуществлялась волевым методом, поскольку идея о том, что учащихся нужно как-то дополнительно заинтересовывать, тогда еще не появилась.

В общеобразовательных школах этот метод изучения иностранных языков до сих пор считается основным и широко используется. Это одна из причин того, что учащиеся не заинтересованы в учебе, а результаты такого обучения бывают обычно не очень высокими, поэтому даже если ребенок в школе учит иностранный язык, это совсем не гарантирует, что он будет этот язык знать на высоком уровне.

Обучение немецкому языку в корне отличается от обучения родному языку. Родной язык учащемуся знаком, а иностранный — это terra incognita.

Фактически, для учащихся он одновременно является и целью, и инструментом достижения этой цели, что накладывает дополнительные сложности при изучении.

Другая проблема связана с характерными особенностями немецкого языка как такового, например, в отличие от английского, немецкий язык имеет рода, падежи, то есть, его грамматика более сложная; кроме того, для немецкого характерны сложные лексические конструкции.

Сегодня разработано огромное количество различных методик обучения немецкому языку, основанных на принципах развития и стимулирования интереса к учебе у студентов.

Идеальной методики среди них нет. Выбор ее производится в зависимости от цели учащегося, а также на основании опыта преподавателя.

Как правило, преподаватели предпочитают компилировать различные принципы обучения немецкому языку с целью получить метод, который они считают наиболее эффективным.

Вот почему сегодня, когда грамматико-переводной метод теряет популярность, особенно важной становится личность самого педагога, его уровень образования, опыт и творческие наработки. Выбирая курсы для обучения немецкому, необходимо обращать внимание на преподавателя, который их ведет, поинтересоваться его опытом работы и отзывами, которые оставляют бывшие ученики.

Современные и эффективные принципы обучения немецкому языку

Основополагающий принцип, который отличает современные методики обучения немецкому или другому иностранному языку — это перемена статуса учащегося.

Если раньше ученик воспринимался преподавателем как объект, по сути, как своеобразный сосуд, который надо было наполнить как можно большим количеством знаний, то сегодня современные методики рассматривают учащегося в качестве субъекта, который имеет свои интересы, свою волю, свое творческое начало. Современные принципы обучения немецкому языку ставят задачу определить эти интересы, вырастить мотивацию учащегося и стимулировать его к проявлению творческого начала.

Рассмотрим основные принципы, которые сегодня применяются в обучении немецкому и другим иностранным языкам.

Принцип обучения в сотрудничестве

В учебе основной проблемой всегда является мотивация, и многие методики используют различные способы ее повышения.

Принцип обучения в сотрудничестве направлен на развитие мотивации учеников с использованием конкуренции и творчества.

Преподаватель делит группу на несколько подгрупп, учитывая психологическую совместимость учащихся, а также выбирая учеников с разным уровнем подготовки.

В этих мини-группах ученики совместно осваивают материал; наиболее успешные из них могут выступать в роли учителя. Таким образом повышается мотивация учеников и поощряется творческий подход к учебе.

Принцип проблемного обучения

Принцип проблемного обучения немецкому языку или так называемый кейс-метод основан на навыках решения поставленной задачи или проблемы. Использование этого принципа позволяет научить студентов ставить цели и искать оптимальные пути решения проблем.

Информационно-коммуникативный принцип

Информационно-коммуникативный принцип затрагивает такие важные моменты, как общение и использование современных интернет-технологий.

Плюсы такого подхода:

  • поощрение учащихся активнее использовать разговорные навыки, что повышает эффективность обучения;
  • применение современных аутентичных средств обучения, к примеру, интерактивных программ.

Информационно-коммуникативный принцип позволяет развивать навыки анализа, критическое мышление, коммуникационные способности и привносит элементы творчества в учебный процесс.

Арт-технологии

Принцип основан на уходе от абстрактности в изучении языка.

Дело в том, что абстрактную информацию наш мозг усваивает хуже, чем конкретную. Лучше всего он усваивает информацию, связанную с образами.

Арт-технологии эксплуатируют эту особенность. Например, на использовании принципов арт-технологий разработана методика «языковой портфель».

Портфель — это, по сути, портфолио учащегося, которое содержит различные доклады, самостоятельные работы, творческие работы, эссе, домашние работы.

Наполняя портфель, учащиеся самостоятельно инициируют работу с языком, в результате чего повышается эффективность усвоения знаний.

Как правильно применять принципы обучения немецкому языку на практике

Принципы обучения немецкому языку могут применяться в самых разных условиях.

К примеру, многие курсы немецкого языка применяют эффективные новые методики, основанные на современных принципах обучения, но также можно пользоваться элементами этих методик самостоятельно.

Если язык нужно изучить быстро, необходимо выбирать самые продуктивные способы учебы. Сегодня это обучение по интенсивным коммуникативным методикам в сочетании с погружением языковую среду.

Почему так важно, чтобы оба этих компонента были задействованы одновременно?

Дело в том, что они эффективны по отдельности, но вместе работают в синергии и позволяют многократно увеличить продуктивность учебного процесса.

Применение интенсивных методик, при которых учащиеся занимаются 25–30 часов в неделю, позволяет очень быстро прогрессировать в освоении немецкого языка. Каждый маленький успех учащегося повышает его мотивацию и способствует увеличению его интереса к учебе.

Погружение в языковую среду позволяет узнать язык таким, каков он есть, его живую форму, которую используют носители языка.

Всем известно, что язык — это живая структура, которая постоянно изменяется.

Все, что мы видим в учебниках, уже в принципе является вчерашним днем. То, что мы узнаем непосредственно от носителей языка — это сегодняшний день.

Вот почему так важно иметь возможность активно общаться с носителями языка.

Такой метод обучения доступен при учебе на курсах в языковых школах Германии.

Сама по себе поездка в Германию с учебными целями — это волнующее и интересное приключение, которое подключает к учебному процессу эмоциональную составляющую, что, как было упомянуто выше, работает на повышение продуктивности учебного процесса. Подростка такая поездка может вдохновить на получение высшего образования в Европе.

Постоянное пребывание в немецкоязычной среде вкупе с ежедневными интенсивными занятиями по современным методикам позволяет получить великолепные результаты, выучить язык на высоком уровне, и это будет не книжный, а живой немецкий язык.

Параллельно учащиеся знакомятся с культурными памятниками, особенностями жизни в Германии, ее культурой и традициями.

Если студент планирует в дальнейшем учебу в немецком вузе или работу Германии, он сможет подготовиться к жизни в новой стране.

Языковые школы Германии предоставляют широкий выбор курсов, рассчитанных на разные начальные уровни подготовки и разные цели изучения языка, поэтому каждый студент может выбрать именно ту программу, которая максимально соответствуют его целям. Все программы изучения языка в немецких языковых школах преподаются с учетом современных принципов обучения.

Еще одним плюсом немецких языковых школ является стоимость обучения в них (в среднем, на 20–30% ниже, чем стоимость обучения в других в языковых школах других стран Европы). К тому же, если вам нужен хороший немецкий, то независимо от стоимости обучения логично учить его в Германии.

Советуем изучить: Языковые школы Германии

Хорошее знание немецкого языка и получение международного сертификата об уровне знания от С1 — это необходимое условие для поступления в немецкий вуз.

Сегодня учиться в немецких государственных вузах можно бесплатно.

Учеба в Германии имеет множество дополнительных плюсов, поскольку немецкие вузы сейчас получают очень хорошее финансирование и предоставляют широкий выбор программ обучения по направлениям, которых, к примеру, в университетах СНГ может даже не быть.

Учебные программы немецких университетов включают большое количество практики, что становится преимуществом при трудоустройстве, а учебный процесс, независимо от языка обучения, характеризуется применением принципов академической свободы.

Интересно!

Среди студентов немецких вузов обучается, в среднем, 16% иностранцев. В отдельных вузах их число доходит до 25%.

Обучение в немецких вузах бесплатно для всех на немецком или на английском языке. Но немецкий, конечно, предпочтителен по многим причинам:

  • большинство программ бакалавриата преподаются на немецком;
  • некоторые очень популярные направления (например, медицинские и юридические) доступны только на немецком языке;
  • для жизни и учебы в Германии знание немецкого необходимо в любом случае;
  • при трудоустройстве немецкий на уровне носителя языка позволит конкурировать с немцами на равных.

По окончании обучения выпускники могут трудоустроиться в Германии. Поэтому изучение немецкого в языковой школе — это отличное вложение в свое успешное будущее.

Важно!

Выпускники школ СНГ не могут поступить в немецкий вуз напрямую. Им необходима предварительная подготовка в течение года в немецких Штудиенколлег. Штудиенколлег — это отличная возможность эффективно подготовиться к поступлению, подтянуть язык, освоиться в стране. Для поступления на учебу необходим уровень знания немецкого от В2 (в некоторых случаях — В1).

Советуем изучить: Поступить после школы в Германии

Если поступление в немецкий университет вас заинтересовало, вы должны помнить, что это совершенно реальная цель, которую вы можете достичь, но на пути к ней вам потребуется поддержка специалистов.

Поэтому рекомендуем вам пройти карьерное планирование, а также изучить четыре этапа поступления в немецкие вузы:

  1. Планирование поступления в немецкий вуз.
  2. Подготовка к поступлению в немецкий вуз.
  3. Поступление в вуз в Германии.
  4. Зачисление в вуз в Германии.

Наши консультанты выслушают все ваши сомнения и, вникнув в вашу индивидуальную ситуацию, разработают максимально короткий и эффективный путь вашего поступления в немецкий вуз. Вы узнаете все важные нюансы и не совершите ошибок, которые могут привести к провалу. Под руководством грамотных наставников ваше поступление будет спокойным и предсказуемым.

Советуем также изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Великолепный немецкий в короткие сроки — это достижимая цель, но она может стать лишь промежуточной целью на пути к другой, более масштабной цели — поступлению в немецкий вуз с последующим трудоустройством в Германии. Всего этого вы можете достичь, воспользовавшись помощью наших опытных консультантов. Записывайтесь на консультацию, а также участвуйте в комплексной программе успешного поступления в немецкий вуз.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяКурсы обучения немецкому
Следующая статьяОбучение английскому языку