Особенности системы образования Западной Европы

Особенности системы образования Западной Европы

В начале текущего столетия страны Западной Европы столкнулись с комплексом проблем, которые повлияли на систему образования.

С целью решить эти проблемы и обеспечить молодежи возможность учиться и осваивать профессии, были разработаны меры, которые получили название «Европа 2020».

Согласно этой стратегии развития, к 2020 году должны быть обеспечены следующие показатели:

  • трудоустройство 75% населения в возрасте от 20 до 64 лет;
  • инвестирование не менее 3% ВВП Евросоюза в исследования и научные разработки;
  • снижение загрязнения окружающей среды на 30%;
  • снижение доли школьников, бросивших учебу, до 10% от всех учащихся школ;
  • обеспечение возможности получить высшее образование для 40% молодежи;
  • уменьшение количества людей, находящихся за чертой бедности, на 20 миллионов.

И, действительно, эти цели, в основном, были достигнуты в большинстве стран Западной Европы.

Особенности системы образования в странах Западной Европы

Европейское высшее образование — это, по сути, бренд. Самая древняя и авторитетная система высшего образования появилась именно в Западной Европе, и все остальные образовательные системы в своем развитии ориентировались на нее.

Сейчас солидные вузы есть практически на всех континентах, однако система образования Западной Европы имеет особый престиж и является эталоном. Однако, несмотря на кажущуюся однородность и общие задачи, образование в разных странах Западной Европы имеет собственные отличительные черты. Их, а также то, в какой европейской стране учиться на сегодняшний день выгоднее, рассмотрим ниже.

Страны Европы постоянно конкурируют в области высшего образования. Общеизвестным является факт, что именно университеты играют ключевую роль в подготовке специалистов высокого класса, ученых, исследователей и всей интеллектуальной элиты, которая двигает прогресс и обеспечивает развитие экономики страны. И каждая страна, конечно, желает, чтобы именно ее университеты находились в авангарде научного развития и имели интеллектуальное превосходство.

Но одного желания мало. Нужно хорошее финансирование, нужна «свежая кровь», точнее, мозги.

В минувшем десятилетии появился термин «университет мирового класса». Это понятие означает не только повышение качества образования, но и другие преимущества:

  • способность конкурировать на общемировом рынке образовательных услуг;
  • приобретение, адаптацию, создание передовых знаний.

Статус университета мирового класса должен в обязательном порядке признаваться в мире. Если раньше таковой признавался на основе субъективных оценок (например, некоторые университеты просто считались престижными традиционно, без каких-либо подтверждающих эту оценку исследований), то сейчас субъективной оценки недостаточно. Высокий класс университета должен подтверждаться результатами обучения, успешной исследовательской деятельностью.

На сегодня объективными методами оценки считаются рейтинги, которые могут присваивать университетам категории внутри одной страны, но также могут быть и общемировыми.

Интересно!

Критерии оценки вузов в СНГ отличаются от общемировых. Например, отечественные рейтинги, в отличие от мировых, не учитывают объем научных исследований, проводимых вузом, полученные за них награды, процент трудоустройства выпускников и их средние зарплаты.

В книге Дж. Салми «Создание университетов мирового класса» рассматриваются три взаимодополняющих фактора, обеспечивающих статус университета мирового класса:

  • высокая концентрация талантов среди студентов и преподавателей;
  • достаточность ресурсов, с помощью которых достигается обеспечение благоприятной образовательной среды и проведения опережающих научных исследований;
  • гибкость и стратегическое видение лиц, которые осуществляют управление вузом.

Таким образом, современный университет мирового класса не может быть создан без поддержки государства как идейной, так и финансовой. С другой стороны, мало обеспечить вуз финансированием, нужно еще и привлечь в него талантливую молодежь, а она появляется не только в обеспеченных семьях.

Поэтому оптимальные условия для появления университета мирового класса — это изобильное финансирование учебного заведения со стороны государства и создание возможности учиться в нем молодежи из разных социальных слоев населения.

Именно это сейчас и происходит в Германии. Это единственная страна в Западной Европе, в которой вузы получают роскошное финансирование от государства, постоянно внедряются новые образовательные программы, и при этом любой человек из любой точки мира может учиться в вузе бесплатно, если он соответствует критериям, связанным с его интеллектом, знаниями и способностью учиться, а не с финансовыми возможностями.

Конечно, такой подход возможен только в экономически благополучной стране, какой Германия и является.

Интересно!

В настоящее время создание университета мирового класса с нуля обойдется государству, минимум, в 500 миллионов долларов.

Ключевые характеристики университета мирового класса:

  • международная репутация в области исследований и подготовки специалистов;
  • «звездные» ученые и признанные лидеры науки в штате;
  • признание другими университетами мирового класса, а также за пределами системы образования;
  • ряд факультетов мирового класса;
  • репутация лидера в выбранных специальностях;
  • прорывные научные исследования, признаваемые коллегами;
  • привлечение самых талантливых абитуриентов и подготовка специалистов наивысшего класса;
  • привлечение и удержание лучших преподавателей;
  • выход на мировой рынок образовательных услуг;
  • основательная финансовая база, привлеченный частный капитал и доход;
  • несколько источников дохода;
  • привлечение студентов, аспирантов, преподавателей из-за рубежа;
  • наличие среди выпускников влиятельных лиц, признанных в мире специалистов;
  • значительный вклад в развитие общества.

Как устроена система образования в странах Западной Европы

На сегодняшний день системой образования стран Западной Европы достигнуты серьезные успехи в достижении таких целей, как инклюзивность, доступность, прозрачность высшего образования. Эти цели были поставлены в 1999 году Болонским процессом, и в настоящее время можно говорить о том, что программы обучения европейских вузов достаточно прозрачны и унифицированы, чтобы обеспечить беспрепятственный процесс академического обмена студентами.

Все программы высшего образования реализуются на трех последовательных ступенях:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура (ее часто относят к послевузовскому образованию).

Уже первая ступень — бакалавриат — является самостоятельной ступенью, обеспечивающей высшее образование и степень бакалавра. В магистратуре продолжают обучение не более половины выпускников бакалавриата, чьей целью является последующая научная карьера или трудовая деятельность на высоких постах. В докторантуру обычно поступают те выпускники магистратуры, которые планируют заниматься научной или преподавательской деятельностью.

Зачем ехать учиться в Западную Европу

Для развития любой страны огромное значение имеет высшее образование, которое доступно молодежи.

Ведущие страны мира конкурируют за интеллектуальные ресурсы, и в Западной Европе эта конкуренция очевидна. В рамках этой конкурентной борьбы университеты европейских стран стремятся привлекать талантливую молодежь высоким качеством образования, престижем, выгодными и комфортными условиями учебы.

Возникает в чем-то парадоксальная ситуация: на территории бывшего СССР, где в прошлом веке демонстрировались колоссальные успехи в продвижении бесплатного и доступного высшего образования, сейчас постепенно закрывается все больше бюджетных программ, стоимость платных программ все возрастает, условия поступления даже на платные отделения ужесточаются.

В то же время в странах Западной Европы образование становится все более доступным:

  • большое количество университетов на душу населения (самые высокие показатели среди европейских стран — в Германии) и связанные с этими цифрами относительно невысокие конкурсы при поступлении;
  • доступная стоимость обучения в вузах;
  • льготы для граждан Евросоюза;
  • наличие бесплатных программ обучения (в Германии бесплатными являются все программы обучения в государственных вузах, причем, для студентов из-за рубежа, в том числе).

Таким образом, можно говорить, что в некоторых случаях поступить в европейский вуз легче, а учиться в нем — дешевле, чем в отечественном, даже несмотря на то, что в смету придется закладывать расходы на проживание за рубежом.

Важно!

В СНГ студентам бюджетного отделения полагается стипендия при условии успешной учебы. Однако ее размеры таковы, что никакого влияния на бюджет студента стипендия не оказывает. Даже именные стипендии для победителей престижных национальных олимпиад составляют суммы около 20 тысяч рубелей в месяц, что вряд ли компенсирует все расходы на проживание студента, который учится в столичном вузе. В системе образования стран Западной Европы широкое распространение получили стипендии. Да, получают их не все, но стипендия покрывает, как минимум, большую часть расходов студента.

Какую страну Западной Европы выбрать для учебы, и почему

В системе образования стран Западной Европы большое внимание уделяется тому, чтобы дать возможность молодежи из разных социальных слоев получить качественное высшее образование. С этой целью вводятся стипендии, в некоторых странах доступно бесплатное обучение на государственном языке, либо предусмотрена льготная стоимость обучения для молодых людей из Евросоюза. То есть, при желании можно найти подходящую выгодную программу.

Но в Германии бесплатно учатся все студенты из любой страны мира, здесь самое большое количество вузов на душу населения, отличное финансирование учебных заведений и великолепная научно-исследовательская база. После окончания обучения можно трудоустроиться в Германии, что, учитывая дефицит специалистов с высшим образованием во многих отраслях и низкий уровень безработицы в стране, будет вполне реально.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Порадует российского абитуриента и процедура поступления в немецкие вузы: не надо баллов ЕГЭ, конкурсы на многие специальности ниже, чем в вузах СНГ, большое количество интересных программ обучения, более узкие программы, ориентированные на подготовку практиков, обучение доступно на немецком либо английском языке. Подавать документы можно в неограниченное количество вузов, а наш специалист поможет выбрать те, которые подходят по проходному баллу, так что поступление будет практически гарантировано.

Если вам нужен гарантированный успех, очень важно перед поступлением пройти карьерное планирование (сейчас это обязательный шаг в системе образования Западной Европы) и получить консультацию квалифицированного специалиста по оформлению пакета документов.

Важно!

Школьное образование в СНГ отличается от европейского, поэтому выпускникам 11-х классов рекомендуется поступать на курсы довузовской подготовки Штудиенколлег, которые существуют при немецких вузах.

Система образования Западной Европы в последние два десятилетия подверглась значительным изменением, в результате которых европейское образование стало более доступным. Не нужно упускать этот шанс. В Германии сейчас можно получить признанное в мире высшее образование бесплатно, а затем устроиться на работу и полностью изменить свою жизнь. Не всегда просто разобраться в тонкостях поступления в немецкие вузы, но в данном случае вас это смущать не должно: наши специалисты поддержат вас советом и помощью в любой момент.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяПодготовка к ЕГЭ по математике: кому она нужна, и как готовиться правильно
Следующая статьяНужно ли получать экономическое образование в Европе