Наука и образование в Европе

Наука и образование в Европе

Развитие науки — это необходимое условие прогресса во всех отраслях экономики любого государства, поэтому подготовка квалифицированных кадров для научной работы — это стратегически важное мероприятие, и каждая страна старается, по мере возможностей, обеспечить науку финансированием и другими видами поддержки.

Интересно!

По данным РБК, расходы на науку в России постоянно растут и на сегодня составляют более 7 триллионов рублей ежегодно.

Наука сегодня — это уже не только наука сама по себе. Она становится средством политики для достижения устойчивого развития общества.

Как отмечают германские ученые Г. Бехманн и Н. Штер, ориентированную только на познание науку, которая являлась идеалом школы классической науки, можно сейчас встретить лишь в отдельных научных сферах. Фактически, она стала историей. Сейчас даже фундаментальные исследования должны быть релевантными и подчиняться общественным интересам. Производство научных знаний сегодня интегрируется непосредственно в процессы принятия политических и экономических решений. Поэтому наука сегодня — больше, чем наука; это и политика, и экономика, и средство увеличения мощи тех социальных сфер, в которые она поставляет результаты своего труда.

Современное общество не может существовать и развиваться без инноваций; вот почему инновационная политика становится одной из важнейших частей социально-экономической и научно-технической политики.

Как обстоит дело с наукой и образованием в Европе

Страны Европы сегодня являются признанными мировыми лидерами в области инновационного развития науки и образования. Сегодня можно говорить об экономике Европы как об «экономике знаний». Важнейшим фактором, обеспечившим это развитие за короткий срок (буквально, с середины 80-х годов прошлого века), является эффективная научная политика стран Европы и, прежде всего, высокий уровень финансирования науки и научно-исследовательской деятельности, а также образования.

Интересно!

В развитых странах Европы, например, в Германии, сегодня ставится вопрос о долгосрочном планировании научно-технического развития страны. Средствами влияния на развитие научно-технического прогресса на этом уровне становятся правовая и экономическая поддержка разработок, а также целенаправленные законодательные акты (например, в Германии — отказ от использования атомной энергии). Тем не менее, будущее научно-технического развития пока остается открытым, однако есть возможность предпочитать желательные пути развития и избегать нежелательных.

С 1990-х годов ведущими европейскими учеными обсуждается концепция необходимости формирования национальных инновационных систем, которые станут основным фактором экономического роста в постиндустриальной экономике. Согласно этой концепции, экономическое развитие обеспечивается не инновациями как таковыми, а синергетическим эффектом, который достигается инновационной деятельностью в условиях институциональной среды, которая объединяет производителей и потребителей инноваций и регулируется государством.

Теория национальных инновационных систем сыграла ключевую роль в формировании нового понимания инноваций.

Если раньше считалось, что инновационный процесс происходит линейно (потоки знаний поднимаются на верхние ступени, где их ожидает коммерциализация), то нынешнее понимание переводит акценты в плоскость взаимодействия участников процесса инновационного развития. Ключевой фигурой становится человек, творец, что приводит нас к необходимости подготовки этих творческих людей, чем и занимается система образования.

Европейские государства осознают необходимость развития различных отраслей науки, поэтому наука в Европе получает огромную поддержку со стороны государства; не последнюю роль тут играет и образование, которое призвано подготовить кадры для научной работы.

В странах Европы не слишком фокусируются на том, какое происхождение имеет тот или иной ученый; он должен обладать необходимой квалификацией, любить науку, а где он получил образование — значения не имеет.

Тем не менее значение имеет качество образования. А оно во многом зависит от того, в каком вузе было получено, насколько хорошее финансирование получает этот вуз, дает ли он возможность заниматься научными исследованиями и прочих факторов.

Страны Европы в последние 2–3 десятилетия озабочены подготовкой квалифицированных кадров не только для производства, но и для науки, и основными факторами, влияющими на развитие европейского образования, являются глобализация, интернационализация и увеличение доступности образования.

В области развития науки и технологий образования лидером среди стран Европы является сегодня Германия. Именно она, благодаря своим успехам в научных исследованиях, в 2014 году стала первой в Евросоюзе страной, которая представила стратегию по дальнейшему формированию Европейского научно-исследовательского пространства.

Поддержка исследований

Для науки огромное значение имеет финансирование исследовательских проектов. В Европе финансирование исследований находится на высоком уровне. Одной из немногих стран Европы, которые инвестируют более 3% ВВП в научные исследования и разработки, является Германия. К 2025 году объем финансирования планируется повысить до 3,5% ВВП.

В Германии разработан Пакт в поддержку научных исследований и инноваций. Эта инициатива ставит перед научными организациями (включая вузы) цели научного и политического характера, для реализации которых выделяются дополнительные средства. Например, реакцией правительства на увеличение количества студентов стали Вузовский пакт-2020 и «Договор на будущее».

В отличие от университетов СНГ, европейские университеты выполняют огромные объемы исследований по заказу промышленных предприятий. Особенно такая практика распространена в технических вузах. Например, в СНГ служба технолога работает на предприятии, а в Германии разработками и испытаниями технологий, а также оформлением всей документации занимаются университеты. Конечно, это сказывается на оснащении вуза и на его вовлеченности в чисто практические проблемы производственных предприятий. Иными словами, европейские вузы ближе к реальной жизни, чем российские, которые больше занимаются теорией и «чистой наукой».

Востребованность ученых в Европе

Наука в Европе функционирует несколько по-другому, чем в СНГ, и дело не только в финансировании, которое в европейских странах выше, но и в академических традициях.

Так, в СНГ научные сотрудники закреплены за кафедрой и получают оклад. Они не зависят от разовых проектов и имеют стабильную работу.

Интересно!

Средние зарплаты научных сотрудников в СНГ должны, согласно президентскому указу, вдвое превышать средние зарплаты по регионам. Тем не менее привлекательность научной карьеры падает: за период с 2010 по 2018 год количество ученых снизилось почти на 6%. Специалисты отмечают, что основная причина этого — естественная убыль из-за причин, связанных с возрастом. Однако нужно отметить и уменьшение интереса молодежи к карьере в науке.

В Европе ученые работают по контракту, и нанимателем сотрудника является не университет, а профессор, получивший грант на исследование.

Таким образом, жизнь европейского ученого менее предсказуема, а чтобы получать места в научных проектах, нужно выдерживать жесткую конкуренцию, но доходы научных сотрудников в Европе выше, чем в СНГ.

Образовательные программы в Европе

Университеты играют ключевую роль в подготовке не только квалифицированных кадров для производства и сферы услуг, но и ученых-исследователей, жизненно необходимых для развития экономики любой страны, способных генерировать знания и создавать национальные инновационные системы. С учетом этого, правительства развитых стран стремятся к тому, чтобы их вузы стояли в авангарде современной науки.

Понимание того, что высшее образование имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в Европе привело к появлению такого понятия, как «университет мирового класса».

Раньше это понятие носило довольно абстрактный характер, но в последние десятилетия появились четкие критерии университета мирового класса:

  • признание статуса университета в мире, отраженное в рейтингах;
  • высокая репутация выпускников вуза, наличие среди них влиятельных и заметных в науке, бизнесе и политике персон (чем больше, тем лучше);
  • высокая концентрация талантов среди студентов и преподавателей;
  • достаточность ресурсов, необходимых для создания благоприятной обстановки обучения и проведения опережающих исследований;
  • гибкая, содействующая инновациям, структура управления вузом.

Важно!

Если раньше университет мирового класса мог быть создан с использованием только внутренних ресурсов учебного заведения, то сегодня огромную роль в развитии вузов играет государственная поддержка. Именно поэтому сегодня четко прослеживается взаимосвязь между наличием университетов мирового класса и уровнем экономического развития страны. Германия, как одна из стран Европы с наиболее развитой экономикой, может сегодня похвастаться и лидерскими позициями в сфере развития науки и образования.

В Европе ситуация с наукой и образованием сложилась интересным образом. Когда были признаны существующие проблемы (экономические и демографические проблемы, изменение климата), в сфере образования была разработана стратегия «Европа 2020», которая установила три основных фактора развития науки и экономики:

  • разумный рост, основанный на знаниях и инновациях;
  • устойчивый рост, основанный на целесообразном использовании природных ресурсов;
  • всеобъемлющий рост, связанный с повышением уровня занятости населения.

Для наиболее оперативного достижения поставленных целей, Евросоюз устанавливает приоритетность следующих направлений деятельности:

  • увеличение международной привлекательности европейского высшего образования;
  • улучшение ситуации в сфере занятости молодых специалистов;
  • создание Общего Цифрового Рынка ЕС;
  • отделение экономического роста от использования ресурсов (что может быть достигнуто только путем инноваций);
  • увеличение количества рабочих мест;
  • политика против бедности.

Все эти цели невозможно достигнуть без качественного образования. Сегодня европейские страны видят среди своих основных целей повышение качества и доступности высшего образования.

Наиболее значительной инициативой в этом плане стал Болонский процесс, запущенный в 1999 году. С целью упрощения процедуры академического обмена и повышения качества образования, образовательные программы стран Европы были приведены к единому образцу и теперь включают три последовательные ступени:

  1. Бакалавриат.
  2. Магистратура.
  3. Докторантура (аспирантура в СНГ).

Особенностью этих ступеней является то, что окончить получение образования можно на любой из них. Программы бакалавриата имеют длительность 3–4 года, по окончании которых выпускник получает диплом бакалавра и право работать по специальности. В магистратуру, по статистике, поступает не более половины бакалавров. Программы магистратуры длятся от 10 месяцев до 2 лет и требуются, в основном, тем, кто планирует занимать руководящие должности или работать в науке и преподавании.

В докторантуру, в основном, поступают после магистратуры, хотя есть случаи поступления и сразу после бакалавриата.

Аспирантура в Европе

Научные профессии входят в топ профессий, спрос на которые на мировом рынке труда растет (в этот список входят также технические, инженерные и математические специальности — STEM — и междисциплинарные, которые находятся на стыке IT, гуманитарных и социальных наук, маркетинга, экономики, финансов).

Профессиональное занятие наукой как в СНГ, так и в Европе обязательно включает этап получения образования и соответствующей ученой степени. В СНГ это аспирантура, по окончании которой можно защитить кандидатскую диссертацию и получить степень кандидата наук, а в Европе — докторантура (PhD), по окончании которой защищают докторскую диссертацию и получают степень доктора наук.

Зачастую при выборе вуза для учебы докторантуре обращают внимание на такие критерии, как позиция вуза в рейтингах и размер стипендии, но основными критериями нужно считать другие:

  • интересующая область исследований (ведущие лаборатории в этой сфере);
  • персона профессора;
  • планы на жизнь (в какой стране планируется жить и работать).

К плюсам докторантуры в странах Западной Европы можно отнести:

  • отсутствие необходимости сдавать GRE (иногда даже не нужен экзамен на знание языка);
  • бесплатная заявка на поступление;
  • возможность получения гранта;
  • не обязательно учиться в аспирантуре, достаточно заниматься своим исследовательским проектом;
  • необязательность преподавательской нагрузки;
  • здоровый подход к work-life balance;
  • наличие отпуска и декретного отпуска (для обоих родителей);
  • территориальная близость к СНГ;
  • быстрое и недорогое перемещение между странами Евросоюза.

Важно!

Самые лучшие условия для учебы в докторантуре сейчас в Германии, Нидерландах и Скандинавских странах. В Германии нет жесткого контроля за сроками окончания докторантуры, и 3–4 положенных на учебу года легко можно растянуть до 6–7 лет.

Нужно отметить, что в некоторых странах Европы, например, в Германии, российские ученые степени признаются, хотя это признание сопровождается большой бюрократической волокитой.

Условия для недавно защитившихся кандидатов наук

В Германии на сегодняшний день существует около 26 тысяч профессорских ставок, а кандидатов на должность профессора — около 200 тысяч. Это означает, что конкуренция в науке очень велика.

Тем не менее ситуация по разным научным отраслям неоднородна: где-то наблюдается избыток кадров, где-то — нехватка. В 2002 году для молодых ученых со степенью кандидата наук введена должность младшего профессора Juniorprofessor. Благодаря такому нововведению, профессорскую ставку в Германии сейчас можно получить в обход защиты докторской диссертации.

Несмотря на принимаемые меры, наука в Европе по-прежнему остается сферой высочайшей конкуренции; чтобы победить в этой жесткой борьбе, несомненно, требуется получить очень качественное образование.

Топ научно-исследовательских учреждений Европы

В Евросоюзе давно уже обсуждается идея объединения университетов в общую научную сеть с целью культивирования «европейской самобытности». Инициатива исходит от управленцев, но сами ученые пока что сопротивляются, предпочитая культивировать самобытность национальную.

Посмотрим, какие научно-исследовательские центры сегодня считаются самыми продвинутыми в Германии, которая считается флагманом развития науки и образования среди стран Европы.

Так, в Германии функционирует около 1000 научно-исследовательских центров, финансируемых государством. Основной костяк составляют университеты и четыре внеуниверситетские научно-исследовательские организации.

Главным центром всех фундаментальных исследований в Германии является Общество имени Макса Планка, основанное в 1948 году. За время существования Общества, его учеными были получены 18 Нобелевских премий. Ученые, входящие в Общество Макса Планка, занимаются исследованиями в области естественных, гуманитарных, биологических и социальных наук вне академической сферы.

Передовые исследования в области энергетики, здоровья, материалов, ключевых технологий, окружающей среды, космонавтики и авиации проводит Ассоциация имени Гельмгольца. В Ассоциацию входят 19 независимых центров, а общая численность сотрудников превышает 42 тысячи человек.

74 университета и научно-исследовательских центра входят в Общество имени Фраунгофера. Это крупнейшая в Европе организация, которая занимается прикладными разработками в таких сферах, как:

  • окружающая среда,
  • здоровье,
  • перевозки,
  • энергия,
  • сырье.

Ассоциация имени Лейбница включает 96 научно-исследовательских институтов, которые занимаются научными разработками в области инженерии, экологии, экономики, естественных, социальных и гуманитарных наук.

Германское научно-исследовательское общество является крупнейшей в Европе организацией, которая отвечает за финансирование науки и инновационных разработок.

Какую страну Европы выбрать для учебы

При выборе профессии имеет значение то, насколько она соответствует способностям человека и то, насколько она востребована на рынке труда. Несмотря на гибкость человеческого мозга, лучше осваивать те сферы деятельности, которые даются легче других. С выбором специальности поможет карьерное планирование.

Однако, помимо прочего, имеют значение и другие факторы:

  • стоимость и качество образования;
  • доступность образования;
  • уровень сложности процедуры поступления;
  • планы на жизнь (в какой стране жить и работать, чем заниматься).

В странах Европы сейчас созданы оптимальные условия для получения доступного и качественного высшего образования, независимо от того, планируете вы карьеру в области науки, искусства, производственной, предпринимательской или преподавательской деятельности. Наряду с передовым развитием науки в Европе, можно отметить большое количество хорошо оснащенных вузов, интернациональный преподавательский состав, удобный и простой процесс поступления, разнообразие программ обучения, интерес к инновациям и невысокую стоимость обучения.

Но в немецких вузах ко всем этим преимуществам добавляется то, что высшее образование здесь бесплатное для всех, а уровень развития науки — один из самых высоких в Европе. Для поступления необходимо знание немецкого или английского языка и средний балл аттестата.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Если вы хотите получить передовое высшее образование, позволяющее выгодно трудоустроиться, ваш выбор — это учеба в европейском вузе. Лучшие условия для получения образования созданы сейчас в Германии. Не теряйте время, получите консультацию специалиста и поступайте в немецкий вуз.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяПодготовка к поступлению в технический вуз
Следующая статьяПереезд в Германию по учебе: в чем плюсы