Направление и профиль подготовки: в чем разница. Направления подготовки бакалавров

Направление и профиль подготовки: в чем разница. Направления подготовки бакалавров

Современная молодежь заинтересована в получении высшего образования.

Те процессы, которые происходят сейчас в области науки и технологий, ясно показывают нам, что общество меняется, и скорость изменений постоянно увеличивается.

На наших глазах происходит перегруппировка рынка труда: многие ранее востребованные профессии уходят в небытие или сильно теряют в популярности, в то же время возникают новые специальности, часто с малопонятными названиями, объединяющие несколько научных дисциплин.

Важно!

В СНГ работа по профориентации школьников проводится, но карьерное планирование до сих пор не считается чем-то важным и, тем более, обязательным. Будущую профессию выбирают часто по наитию либо по рекомендации друзей или родственников. Но пора уже понять, что возврата к прошлому не будет: научно-техническое развитие движется только вперед, и те, кто не хочет отставать от жизни, должны соответствовать этим процессам. В Германии, к примеру, карьерное планирование является обязательной процедурой.

Плюсами общения со специалистом по профориентации являются более точный выбор профессии, подбор специальности, востребованной на рынке труда, а также помощь с выбором направления и специализации.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Направления подготовки бакалавров: какие специальности можно получить на бакалавриате

Высшие учебные заведения СНГ на сегодня работают по Болонской системе, а это значит, что, наряду с программами специалитета, которые сохранились с прежних времен на некоторых направлениях, реализуются также программы двухэтапного высшего образования.

Важно!

На самом деле, сейчас принято говорить, что этапов скорее три: аспирантура стала считаться третьей ступенью.

Последовательные этапы двухэтапного образования: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат является первым этапом (ступенью) получения высшего образования. Он имеет самостоятельную ценность, поскольку по окончании программы выпускники получают диплом о высшем образовании (степень бакалавра), а также играет роль ступеньки, поднявшись на которую, можно перейти к следующему этапу — магистратуре.

Магистратура — это второй этап, дальше уже можно поступать в аспирантуру, которая раньше считалась последипломным образованием, сейчас же все чаще рассматривается как третий этап высшего образования.

Советуем изучить: Стоит ли учиться в магистратуре

Болонская система была введена в странах Европы и СНГ для того, чтобы обеспечить возможности интеграции и обмена студентами. Если в разных странах и разных вузах студенты учатся по схожим программам, а содержание этих программ прозрачно для всех участников системы, становится гораздо проще без проблем обмениваться студентами, что самым лучшим образом сказывается на качестве образования.

Прежде чем переходить к перечню направлений высшего образования, которые на сегодня доступны в России, необходимо упомянуть, что многие абитуриенты не задумываются о том, что направление (специальность) обучения и специализация (профиль) — это не одно и то же.

Кстати, вузы не торопятся просвещать публику по этому поводу: абитуриент как бы сам должен догадаться или найти нужную информацию, а если не нашел, то это становится его личной проблемой. Это еще один довод в пользу карьерного планирования и детального общения со специалистами: вы получите исчерпывающую и точную информацию.

Итак, направление — это специальность или профессия. Каждое направление имеет несколько профилей или специализаций.

Таким образом, при выборе вуза и программы обучения, необходимо выбрать направление и профиль.

Пример

Посмотрите, как можно «пролететь», если не понимать отличий. К примеру, вы хотите стать дизайнером. Но профиль «дизайн» есть на нескольких разных направлениях:

  • Дизайн (на этом направлении есть профили, связанные с графическим дизайном, дизайном среды, архитектурой, модой, фотоделом, промышленным и информационным дизайном).
  • Дизайн архитектурной среды (здесь выбираем дизайн промышленных и гражданских сооружений, дизайн интерьера).
  • Информационные технологии в дизайне (прикладная информатика, компьютерный дизайн).
  • Химическая технология (дизайн искусственных материалов).
  • Технология изделий легкой промышленности (дизайн одежды).

Как видим, это совершенно разные специализации, причем, иногда по названию направления даже не догадаешься, какие на этом направлении есть профили.

Рассмотрим направления обучения на программах бакалавриата и специализации (профили), которые эти направления включают.

Математические и естественные науки

В этой сфере реализуются несколько направлений, каждое из которых включает несколько профилей, связанных с математикой, физикой, химией, биологией, географией, информатикой.

Математика и механика:

  • математика;
  • прикладная математика и информатика;
  • механика и математическое моделирование;
  • прикладная математика.

Компьютерные и информационные науки:

  • математика и компьютерные науки;
  • фундаментальная информатика и информационные технологии;
  • математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

Физика и астрономия:

  • физика;
  • радиофизика;
  • прикладные математика и физика.

Химия:

  • химия;
  • химия, физика, механика материалов;
  • биохимия.

Науки о Земле:

  • география;
  • геология;
  • картография и геоинформатика;
  • гидрометеорология;
  • прикладная гидрометеорология;
  • экология и природопользование.

Науки, связанные с биологией:

  • биология,
  • почвоведение.

Инженерное дело, технологии и технические науки

В эту область входят все инженерные специальности, а также профессии, связанные с информатикой, архитектурой и строительством.

Архитектура:

  • архитектура;
  • дизайн архитектурной среды;
  • реконструкция и реставрация архитектурного наследия;
  • градостроительство.

Техника и технологии строительства:

  • строительство.

Информатика и вычислительная техника:

  • информационные системы и технологии;
  • информатика и вычислительная техника;
  • прикладная информатика;
  • программная инженерия.

Информационная безопасность (только один профиль, который совпадает с названием направления).

Электроника, радиотехника и системы связи:

  • электроника и наноэлектроника;
  • инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • конструирование и технология электронных средств;
  • радиотехника.

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:

  • оптотехника;
  • приборостроение;
  • фотоника и оптоинформатика;
  • биотехнические системы и технологии;
  • лазерная техника и лазерные технологии.

Электро- и теплотехника:

  • электроэнергетика и электротехника;
  • теплоэнергетика и теплотехника;
  • энергетическое машиностроение.

Ядерная энергетика и технологии:

  • ядерная энергетика и теплофизика;
  • ядерные физика и технологии.

Машиностроение:

  • технологические машины и оборудование;
  • машиностроение;
  • прикладная механика;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • мехатроника и робототехника;
  • конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Физико-технические науки и технологии:

  • техническая физика;
  • высокотехнологические плазменные и энергетические установки;
  • холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения.

Оружие и системы вооружения:

  • корабельное вооружение.

Химические технологии:

  • энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
  • химическая технология.

Промышленная экология и биотехнологии:

  • биотехнология;
  • продукты питания из растительного сырья;
  • продукты питания животного происхождения;
  • технология продукции и организация общественного питания.

Техносферная безопасность и природообустройство:

  • техносферная безопасность;
  • природообустройство и водопользование.

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия:

  • нефтегазовое дело;
  • землеустройство и кадастры;
  • геодезия и дистанционное зондирование.

Технологии материалов:

  • материаловедение и технологии материалов;
  • металлургия.

Техника и технологии наземного транспорта:

  • технология транспортных процессов;
  • наземные транспортно-технологические комплексы;
  • эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Авиационная и ракетно-космическая техника:

  • ракетные комплексы и космонавтика;
  • системы управления движением и навигация;
  • баллистика и гидроаэродинамика;
  • двигатели летательных аппаратов;
  • авиастроение.

Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники:

  • техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
  • аэронавигация;
  • техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
  • эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов.

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта:

  • управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства;
  • кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры.

Управление в технических системах:

  • управление качеством;
  • стандартизация и метрология;
  • системный анализ и управление;
  • управление в технических системах;
  • инноватика.

Нанотехнологии и наноматериалы:

  • нанотехнологии и микросистемная техника;
  • наноматериалы;
  • наноинженерия.

Технологии легкой промышленности:

  • технология изделий легкой промышленности;
  • технология и проектирование текстильных изделий;
  • технология полиграфического и упаковочного производства;
  • технология художественной обработки металлов;
  • конструирование изделий легкой промышленности.

Здравоохранение и медицинские науки

В области медицины по-прежнему сохраняются программы специалитета. Есть только одно направление бакалавриата — сестринское дело, которое включает один профиль с таким же названием.

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

Аграрные направления включают профессии, связанные с сельским хозяйством, растениеводством и животноводством.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство:

  • лесное дело;
  • агрономия;
  • агрохимия и агропочвоведение;
  • агроинженерия;
  • садоводство;
  • технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающих производств;
  • технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • водные биоресурсы и аквакультура;
  • промышленное рыболовство;
  • ландшафтная архитектура.

Ветеринария и зоотехника:

  • ветеринарно-санитарная экспертиза;
  • зоотехния.

Науки об обществе

В сферу наук об обществе входят гуманитарные направления высшего образования.

Психологические науки:

  • психология,
  • конфликтология.

Экономика и управление:

  • экономика;
  • менеджмент (управление);
  • управление персоналом;
  • бизнес-информатика;
  • государственное и муниципальное управление;
  • торговое дело;
  • товароведение.

Социология и социальная работа:

  • социология;
  • социальная работа;
  • организация работы с молодежью.

Юриспруденция:

  • юриспруденция.

Политические науки и регионоведение:

  • регионоведение России;
  • зарубежное регионоведение;
  • востоковедение и африканистика;
  • политология;
  • международные отношения;
  • публичная политика и социальные науки.

СМИ и информационно-библиотечное дело:

  • реклама и связи с общественностью;
  • журналистика;
  • издательское дело;
  • телевидение;
  • медиакоммуникации.

Сервис и туризм:

  • гостиничное дело,
  • туризм,
  • сервис.

Образование и педагогические науки

Педагогическое образование получают те, кто планирует связать свою жизнь с преподаванием.

В этой области только одно направление, которое включает программы обучения по следующим профилям:

  • педагогическое образование с двумя профилями подготовки;
  • профессиональное обучение (по отраслям);
  • специальное (дефектологическое) образование;
  • педагогическое образование;
  • психолого-педагогическое образование.

Гуманитарные науки

В этой области сгруппированы лингвистические, исторические, философские факультеты, а также физическая культура.

Языкознание и литература:

  • лингвистика;
  • филология;
  • фундаментальная и прикладная лингвистика;
  • интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

История и археология:

  • история;
  • документоведение и архивоведение;
  • антропология и этнология.

Философия, этика и религиоведение:

  • философия,
  • прикладная этика,
  • религиоведение.

Сюда же относится направление «теология», которое включает один профиль — «теология».

Физическая культура и спорт:

  • физическая культура;
  • адаптивная физическая культура;
  • рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Искусство и культура:

  • искусства и гуманитарные науки;
  • изящные искусства;
  • история искусств;
  • теория и история искусств.

Культуроведение и социокультурные проекты:

  • культурология;
  • народная художественная культура;
  • социально-культурная деятельность;
  • музеология и охрана объектов культурного и природного наследия;
  • режиссура театрализованных представлений и праздников;
  • библиотечно-информационная деятельность.

Сценические искусства и литературное творчество:

  • хореографическое искусство;
  • хореографическое исполнительство;
  • цирковое искусство;
  • технология художественного оформления спектакля;
  • драматургия;
  • театроведение.

Музыкальное искусство:

  • музыкально-инструментальное искусство;
  • вокальное искусство;
  • искусство народного пения;
  • дирижирование;
  • музыкальное искусство эстрады;
  • музыкознание и музыкально-прикладное искусство.

Изобразительное и прикладные виды искусств:

  • декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
  • дизайн;
  • искусство костюма и текстиля;
  • реставрация.

Оборона и безопасность государства. Военные науки

Военное образование включает профиль «национальная безопасность и оборона государства».

Направления и профили обучения на программах бакалавриата, так же, как и магистратуры, аспирантуры, специалитета в вузах регулируются федеральным государственным стандартом с учетом потребностей государства в тех или иных специалистах, обеспечивая сохранение знаний и воспроизводство кадров. В соответствии с госзаказом также распределяются бюджетные средства; вот почему на одном направлении будет больше бюджетных мест, а на другом — меньше.

Госзаказы на высшее образование в разных странах отличаются.

Например, в Германии сейчас не хватает учителей, инженеров, программистов, и прогнозы неутешительны: к 2030 году ситуация усугубится. Кроме того, немецкие вузы предоставляют много программ по новым междисциплинарными специальностям.

Нам же интересно то, что, помимо направлений обучения, которых пока нет в СНГ, немецкие вузы, которые славятся во всем мире качеством обучения, оказывают образовательные услуги бесплатно, в том числе, студентам из-за рубежа. А для поступления в них не нужны баллы ЕГЭ.

Есть лишь одна сложность — выбрать из почти полутысячи немецких вузов, но здесь вам помогут специалисты.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Набор направлений и профилей образовательных программ бакалавриата утверждается в соответствии с государственным заказом. Неудивительно, что вы можете не найти подходящее направление или найдете, но там не будет бюджетных мест. Обратите внимание на вузы ФРГ: в них огромный выбор направлений, а учеба комфортная и бесплатная, и это в самом центре Европы! А диплом немецкого вуза — это пропуск на работу в Германии. От вас потребуется выбрать вуз и направление, собрать все необходимые документы и отправить их в установленные вузом сроки. Довольно непростые это дела, если заниматься ими в одиночку. Лучше обратиться к специалисту, получить консультацию и сделать все быстро, четко, грамотно.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяМатематическое образование: каковы его особенности, и где лучше его получить
Следующая статьяНужно ли становиться инженером