Какие тенденции сегодня влияют на образование в Европе
Эксперты в области образования сходятся во мнении, что на сегодняшний день именно европейская система образования наиболее адекватно и полно соответствует требованиям современных реалий.
Как устроена система национального образования в Европе
Системы национального высшего образования расположенных в Европе стран в последние два десятка лет развиваются под влиянием трех основных факторов:
- массовость высшего образования, увеличение его доступности и, как следствие — увеличение количества студентов;
- глобализация образования и связанное с ней усиление международной конкуренции вузов;
- интернационализация, то есть, приведение систем национального образования в разных странах Европы к универсальному виду с целью упрощения процедуры академического обмена студентами.
Таким образом, сейчас мы наблюдаем процесс преобразования европейских стран в единую территорию, и национального образования в странах Европы он тоже касается.
Интересно!
Системы национального образования в разных странах Европы развиваются примерно в одинаковых направлениях. В 1950 году в Великобритании в высших учебных заведениях обучалось лишь 3,4% молодых людей; к настоящему времени получают высшее образование около 49%. Во Франции ситуация аналогичная: в 1950 году студентов в стране было 140 тысяч, а в 1985 году — почти миллион. Обеспечение такого большого количества молодежи возможностью учиться в вузе было немыслимо без строительства новых университетов. Так, в Великобритании более 60% вузов построено во второй половине XX века. Но больше всего университетов на душу населения среди европейских стран расположено в Германии.
Проблемы образования не находятся в вакууме; они напрямую связаны с другими проблемами человечества: старением наций (которое особенно выражено в развитых странах), изменением климата, нехваткой природных ресурсов. В европейских странах эти проблемы имеют собственную специфику.
Так, население планеты постоянно растет, но доля трудоспособного населения Европы постепенно снижается. Также меньше становится доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, а это как раз та возрастная группа, которая заинтересована в получении высшего образования (в странах ОЭСР 80% студентов находятся в возрасте до 25 лет).
Поэтому европейские вузы сейчас предпринимают ряд мер, чтобы избежать снижения спроса на образовательные услуги, в частности, в системах национального образования ряда вузов стран Европы расширяется спектр предоставляемых образовательных услуг:
- В странах, где раньше не было принято заочное образование, вводятся соответствующие программы.
- Появляются программы дуального обучения, во время которого учащиеся часть учебного времени проводят, работая по специальности. Широкое распространение эта система получила в национальном высшем образовании Германии, как одной из передовых стран Европы. Список специальностей, на которых возможно обучение по дуальной схеме, формируется в соответствии с государственным заказом. Обучение студента оплачивает организация, в которой он работает, переходя, по мере обучения, от простых задач к сложным. Решаются сразу несколько важных задач. Молодые специалисты получают опыт работы, малообеспеченные студенты могут получать зарплату во время учебы в вузе, организация может вырастить специалиста в соответствии со своими требованиями, а государство получает квалифицированных специалистов в тех отраслях, которые в этом нуждаются.
- Привлекаются студенты из других стран, для них создаются благоприятные условия. Благодаря усилиям в этом направлении, в европейских вузах уже сейчас складывается интернациональный состав студентов. Особенно популярна у иностранных студентов Германия, поскольку в немецких вузах созданы очень привлекательные условия поступления и учебы, главное из которых — полностью бесплатное обучение для всех студентов. Благодаря такому подходу, количество студентов из-за рубежа в немецких вузах уже сейчас превышает 13%, и эти показатели растут. В целом, среди стран Европы система национального высшего образования Германии является рекордсменом по количеству студентов: в 2018/2019 учебном году их было более 2,8 миллиона. Особенно выражена динамика роста количества студентов в западных федеральных землях Германии. Интересно, что растет количество студентов-девушек (сейчас их доля составляет более 48% от общего числа студентов).
- В системах национального образования стран Европы вводятся и развиваются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
- Вводятся образовательные программы для людей среднего и старшего возраста, в том числе, для пенсионеров. В Германии, в связи с бесплатным обучением в вузах, эта инициатива получила особенно широкое развитие.
- Применяются инновационные методы образования, например, связанные с использованием интернета и дистанционных технологий. Однако, по-прежнему, образование, полученное в вузе очно, является эталоном.
В ноябре 2015 года был принят набор из шести новых приоритетов для систем национального высшего образования в странах Европы:
- равенство, справедливость, отсутствие дискриминации, инклюзивность образования (то есть возможность получить его, независимо от любых имеющихся интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных, языковых и других особенностей);
- открытое инновационное образование с использованием достижений цифровых технологий;
- усиление поддержки учащихся со стороны преподавателей и сотрудников вузов;
- прозрачность и признание квалификаций для обеспечения мобильности;
- высокое качество и эффективность образования и профессиональной подготовки;
- востребованность на рынке труда полученных в вузе компетенций.
Европейские вузы становятся все более дружелюбными и доступными для разных слоев населения, независимо от страны происхождения, возраста, социального положения и финансового благосостояния. При этом легендарное эталонное качество по-прежнему присуще европейскому высшему образованию. Сейчас замечательное время, чтобы стать студентом европейского вуза и получить актуальное престижное высшее образование.
Одним из важных стратегических направлений развития европейской системы высшего образования является его интернационализация. Она была запущена программой обмена студентами «Эразмус», и на сегодня европейский опыт интернационализации образования в мире считается передовым. Большая часть национальных стратегий интернационализации высшего образования в странах Европы имеют следующие цели:
- повышение мобильности;
- краткосрочные и долгосрочные экономические выгоды;
- привлечение и подготовка талантливых студентов и сотрудников;
- повышение репутации вуза.
Декларируются следующие цели:
- не менее 20% выпускников европейских вузов должны пройти стажировки за рубежом длительностью 3 месяца и более;
- не менее 6% выпускников вузов ЕС в возрасте от 18 до 34 лет должны пройти стажировку за рубежом в течение, как минимум, 2 недель;
- доля выпускников европейских вузов в возрасте от 20 до 34 лет, трудоустроенных в течение 3 лет с момента окончания получения образования, должна составлять не менее 82%.
По сути, Европа сейчас — флагман интернационализации образования в мире.
Подготовительные курсы в Европе
Система подготовительных курсов перед поступлением в вуз распространена во всех европейских странах.
Цель их работы — подготовить выпускников школ к поступлению и учебе в вузах.
Такие курсы также соответствуют задачам интернационализации высшего образования: школьные программы в национальных системах образования стран Европы отличаются, и абитуриенты из-за рубежа должны быть приведены к определенному «общему знаменателю», чтобы получить возможность успешно и комфортно обучаться в выбранном вузе.
Программы подготовительных курсов реализуются обычно при вузах и включают подготовку к поступлению как на бакалавриат, так и в магистратуру. В них снижены требования для поступающих по знанию языка. При успешном прохождении программы подготовительных курсов предусмотрено автоматическое зачисление в вуз либо участие набранных на курсе баллов в конкурсе при поступлении.
Так, в Германии подготовительные курсы называются Штудиенколлег. Чаще всего эти курсы бесплатные, но есть и платные варианты, после окончания которых производится автоматическое зачисление в вуз.
Важно!
Для абитуриентов из СНГ Штудиенколлег перед поступлением в немецкий вуз необходим. Это связано с тем, что отечественные программы школьного обучения включают меньше академических часов, чем таковые в Германии, и нашим абитуриентам нужно обязательно компенсировать этот разрыв.
Польза подготовительных курсов несомненна: иностранные студенты привыкают к стране, кроме того, часто в процессе подготовки разбираются темы, которые будут изучаться в течение первого семестра, что поможет в учебе.
Частные школы Европы
Для повышения интеграции ребенка из-за рубежа в культуру страны, целесообразно начать его обучение в этой стране еще в школьном возрасте.
Школы в Европе делятся на государственные и частные. Учащиеся государственных школ должны находиться под присмотром взрослых, поэтому такой вариант школьникам из-за рубежа обычно недоступен.
Частные школы делятся на интернаты и экстернаты; в первом случае предоставляется пансион. В интернатах дети могут учиться и проживать. Для обучения в экстернате необходимо, чтобы с ребенком проживал родственник, имеющий гражданство или вид на жительство в стране. Также существуют варианты размещения в семьях.
Важно!
В Германии дети из-за рубежа могут учиться в государственной школе, но в течение не более 6 месяцев.
Требования к зачислению
Для зачисления в классы с 1-го по 7-й необходимо:
- знание языка на уровне А2;
- удовлетворительные оценки за предыдущие годы.
При поступлении в 8–9-й классы нужно знание языка на уровне В1, при поступлении в старшие классы — на уровне В2, хорошие оценки, рекомендации преподавателей. Дополнительный плюс — участие в олимпиадах.
Важно!
Чем более именитую школу вы выбрали, тем выше требования, которые она предъявляет к поступающим.
Стоимость школы-интерната в большинстве европейских стран, включая Германию, составляет от 10 до 40 тысяч евро в год.
Высшее образование в Европе: требования к поступающим и стоимость учебы
Европейские вузы с 1999 года развиваются в рамках Болонской системы, поэтому есть общие правила для всех высших учебных заведений:
- зачисление производится на основании поданного заявления и пакета документов, включающего школьный аттестат;
- документы подаются дважды в год — на летний и зимний семестр, в определенные сроки, установленные вузом;
- средний балл аттестата рассчитывается по определенной формуле (в каждом вузе она своя, в Германии средний балл можно примерно посчитать по Баварской формуле) и участвует в конкурсе;
- поступающие из-за рубежа должны подтвердить знание языка обучения на уровне В1–С2 соответствующим международным сертификатом (в зависимости от вуза и программы);
- программы обучения подразделяются на последовательные ступени (бакалавриат, магистратура, докторантура), однако уже первая ступень (бакалавриат) имеет самостоятельную ценность как высшее образование.
Важно!
В Европе принято перед поступлением проходить процедуру карьерного планирования. Это помогает как абитуриентам, так и вузам, поскольку обе стороны заинтересованы в том, чтобы выбор профессии был сделан правильно.
Советуем изучить: Карьерное планирование
Что касается стоимости обучения, она зависит от страны и вуза. В целом, самое дорогое обучение в Великобритании (от 10 до 25 тысяч фунтов в год).
В некоторых странах стоимость обучения очень низкая (это Польша, Франция, Испания, Бельгия); другие страны учат бесплатно на языке страны (например, Чехия). Но самый лучший вариант — это, конечно, учеба в вузах Германии, поскольку во всех государственных вузах она бесплатная как на немецком, так и на английском языке.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Европейское образование эталоном было всегда. А вот доступным для многих оно стало лишь недавно, и нужно этим пользоваться, ведь диплом европейского вуза не только престижен, но и дает возможность трудоустроиться в ЕС. Самые лучшие условия для получения высшего образования сейчас созданы в Германии; вы можете поступить в немецкий вуз и учиться в нем бесплатно со всеми вытекающими из этого перспективами. При поступлении в зарубежный вуз нормальна ситуация, когда возникает много вопросов. Ответить на них, помочь и поддержать вас могут наши специалисты. Обратитесь к ним за советом.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!