Гении продвижения. Маркетологи
Профессия маркетолог появилась не так давно.
С развитием торговли возникла необходимость в рекламе, что привело к возникновению профессии специалист по рекламе.
По мере развития рекламной отрасли появилось понятие «маркетинг», что означает управление рынком.
В 1902 году в университетах США начали читать лекции по маркетингу, а к 1926 году уже образовалась первая ассоциация маркетинга, также в США. Позже такие ассоциации появились в странах Европы, а в 1970 году в СССР появилась первая маркетинговая палата.
Интересно!
Хотя понятие «маркетинг» появилось в СССР лишь к концу 20-го века, маркетинговые технологии использовались гораздо раньше. Например, в 30-е годы, в целях насытить рынок продовольственными товарами, началось строительств заводов по производству консервов из непривычной покупателю океанической рыбы. Люди опасались приобретать консервы с неизвестным содержимым, и в результате была разработана, как бы мы сейчас сказали, маркетинговая уловка. На одном из правительственных заседаний нарком иностранных дел Молотов выступил с докладом о том, что контрабандисты переправляют в консервных банках драгоценности за рубеж, и в доказательство предъявил банку, в которой якобы было найдено жемчужное ожерелье. Эта новость была напечатана в газетах и вызвала значительный рост продаж рыбных консервов. Позже продукт тал привычным и пользовался устойчивым спросом.
Кто такой маркетолог
Маркетолог занят в сфере маркетинга; из названия профессии следует, что специалист изучает рынок.
На самом деле, маркетолог изучает рынок не просто так, а с определенной целью — размещать и продвигать товары.
Есть мнение, что хорошая вещь продает себя сама, и никакой маркетолог ей не нужен. Так ли это?
Представьте товар, полезный, нужный, отличного качества и недорогой, но он производится в другой стране, и на полку соседнего супермаркета пока не попал (кстати, чтобы он туда попал, тоже требуются усилия маркетолога). Как вы узнаете об этом, во всех смыслах замечательном, товаре?
Необходимо, чтобы вам рассказали о нем. Это может быть реклама по телевизору или радио, буклет, который попадет вам на глаза, а может быть, все будет сделано гораздо тоньше: вы увидите упоминание об этом продукте в современной художественной литературе или книге в жанре нон-фикшн, а то и в одном из постов вашего любимого блогера. Это и есть то, чем занимается маркетолог.
И если компания-производитель этого товара не будет сотрудничать с маркетологами, вы с большой долей вероятности никогда о нем ничего не услышите, как бы он ни был хорош.
Есть и другая сторона работы специалистов маркетинга — брендирование. Вы приходите в магазин за сладкой газировкой и видите ровные ряды напитков от разных производителей. Даже если цены на них примерно одинаковые, люди чаще покупают знакомые бренды. Но добились такой узнаваемости маркетологи и бренд-менеджеры.
Таким образом, маркетолог — это специалист по размещению и продвижению товаров на рынке.
Какие задачи решает маркетолог
Чем занимается маркетолог? Суть профессии отражает система «4Р» (четыре пи):
- Product — товар или услуга, человек (специалист), идея, то есть, объект продажи.
- Price — цена товара.
- Place — место продажи.
- Promotion — продвижение, которое включает рекламу, пиар и прочие способы повышения продаж.
Все эти направления находятся в ведении маркетолога.
На первом этапе разрабатывается концепция продукта: его качества, внешний имидж, направленность. Например, если это косметический продукт, определяется, для кого он предназначен, как будет выглядеть упаковка, будет ли сделан упор на высокие технологии, лечебную направленность или народные рецепты.
На втором этапе определяется цена продукта. Ни для кого не секрет, что розничная стоимость косметического продукта слабо связана с затратами на его производство; огромную долю расходов закладывают именно на маркетинг. Но цена — это часть позиционирования продукта. Косметика, использующая высокие технологии, не может стоить дешево.
Третье направление — выбор места продаж. Например, к косметике, которая продается в аптеках, у большинства потребителей более доверительное отношение; аптечная косметика выглядит более «экспертной». Когда косметика становится узнаваемой, можно постепенно выставлять ее и в магазинах.
Четвертое направление — продвижение с помощью явной и скрытой рекламы.
Важно!
С развитием интернета у маркетологов появилось больше каналов для воздействия на аудиторию. Помимо прямой рекламы в интернете активно используются скрытые способы влияния: посты в соцсетях, как будто случайные упоминания, отзывы о товаре и т.д.
Появилась новая профессия — интернет-маркетолог.
Какие бывают маркетологи
Внутри специальности есть несколько узких специализаций.
Корпоративный маркетолог
Чем занимается маркетолог, работающий в крупной компании? Основная задача специалистов — реализация бренд-стратегии и достижение необходимых показателей.
Корпорации обычно принимают маркетологов в штат на позиции бренд-менеджеров и трейд-маркетологов.
Бренд-менеждеры, помимо разработки и реализации стратегии брендирования, занимаются наполнением портфеля, а именно, определением ассортимента и позиционирования товаров.
Трейд-маркетологи, как понятно из названия, больше сосредоточены на продажах: взаимодействуют с торговыми точками, отслеживают динамику продаж и ее изменения в ответ на рекламные акции, скидки и мероприятия неценового продвижения, такие, как конкурсы и розыгрыши.
Интернет-маркетологи
Продвижение товаров через интернет — большая отрасль маркетинга, которой занимаются интернет-маркетологи.
В круг обязанностей сотрудников небольших компаний может, в том числе, входить настройка контекстной рекламы.
Специалисты по продвижению продуктов в социальных сетях (SMM-менеджеры) также зачастую относятся к интернет-маркетологами.
Аналитики и ресёч-менеждеры
Что делают маркетологи в аналитике?
Для разработки рекламных стратегий необходим доступ к большому количеству данных. Сбором и анализом этих данных занимаются маркетинговые аналитики.
Существуют компании, которые занимаются только маркетинговыми исследованиями.
Маркетолог-экономист
Этот специалист занимается стратегиями ценообразования.
Product-менеджер
Занимается непосредственно продуктом. Он проводит анализ рынка, изучает аналогичную продукцию конкурентов. Product-менеджеру понадобятся углубленные знания о продукте, которым он занимается.
Event-менеджер
Занимается планированием, подготовкой и проведением event-мероприятий, призванных продвигать продукт в приятной расслабляющей или праздничной обстановке (выставки, пресс-конференции и прочие мероприятия).
BTL-менеджер
Организатор различных промоакций.
Какими качествами должен обладать маркетолог
Бытует мнение, что для маркетолога важна креативность. На самом деле это не так: за креативом маркетолог обращается в рекламные агентства к райтерам и дизайнерам. Что такое работа маркетолога? Это прежде всего анализ. Для маркетолога, как специалиста, наибольшую важность представляет способность анализировать.
Другие важные для маркетолога качества:
- умение работать с большими объемами информации, многое держать в голове;
- способность принимать решения;
- ответственность;
- многозадачность (способность одновременно заниматься логистикой и продажами, упаковкой и рекламной компанией);
- стрессоустойчивость, поскольку часто приходится работать в сжатые сроки, и авралы неизбежны;
- коммуникабельность, умение слушать других, налаживать контакты, работать в команде;
- способность быть убедительным, в том числе, в общении с первыми лицами предприятий;
- умение быть в курсе современных веяний и тенденций рынка.
Как понять, сможет ли эта профессия маркетолога стать делом вашей жизни?
В 17–18 лет определить свое призвание на всю оставшуюся жизнь бывает непросто. При выборе профессии необходимо учитывать не только черты характера и способности, но и многие другие факторы. Прояснить ситуацию, увидеть собственные склонности и определиться с выбором поможет профориентация.
Плюсы и минусы профессии маркетолог
Основными преимуществами специальности маркетолог являются ее востребованность и принадлежность к профессиям будущего.
Интересно!
На данный момент в России остро ощущается нехватка профессиональных маркетологов. Часто эти позиции занимают специалисты с образованием в сфере журналистики или лингвистики.
Чем больше каналов воздействия на аудиторию появляется, тем больше требуются усилия маркетологов. Поскольку постоянно возникают новые компании и товары (в том числе, информационные продукты), нужно больше людей для их продвижения. Чем выше плотность рекламы в окружающей нас среде, чем жестче конкуренция, тем больше усилий требуется от маркетологов, чтобы продвигать продукты.
Таким образом, необходимость в маркетологов в обозримом будущем будет только расти, так же, как и зарплаты талантливых специалистов.
Важно!
Одна из основных тенденций рынка труда — сокращение рабочих мест за счет роботизации. Но роботы пока не могут заменить человека в такой отрасли, как маркетинг.
Другие плюсы профессии:
- большие возможности карьерного роста;
- высокие доходы;
- отсутствие потолка в зарплате;
- интересная работа;
- гибкий график.
Минусы профессии:
- ненормируемый рабочий день;
- стрессы и авралы на работе;
- большое количество совещаний.
Где учиться на маркетолога
На работу маркетологом чаще всего устраиваются представители гуманитарных специальностей.
Часто маркетологами становятся выпускники журналистских, лингвистических, экономических факультетов, но лучше получить специальное образование в области маркетинга и стать профессиональным маркетологом.
Для маркетолога очень важно быть в курсе новейших тенденций, поэтому лучше получать образование в вузах, которые оперативно внедряют новые технологии в образовательные программы. Кроме того, важно, чтобы диплом был престижным, имел вес.
В странах постсоветского пространства такие дипломы обычно получают в столичных вузах, но не у каждого выпускника школы есть такая возможность: нужны высокие баллы ЕГЭ, внушительные финансовые затраты на проживание.
Есть другой способ получить качественное образование и диплом европейского вуза, не волнуясь за баллы ЕГЭ и финансы: поступить в вуз Германии. Здесь учат бесплатно и местных, и иностранных студентов.
Для будущих маркетологов огромный плюс — стажировки в европейских компаниях, которые обязательны для всех студентов немецких вузов. Во время стажировки можно набраться опыта, изучить маркетинговые технологии на практике, и с этим багажом и с немецким дипломом устроиться на работу как на родине, так и в Германии, будет значительно проще.
Важно!
Будьте морально готовы к тому, что маркетолог учится всю жизнь
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Легко ли устроиться на работу
Во многих сферах сейчас сложилась такая ситуация, когда специалистов на рынке много, а компании не могут найти подходящего. Это характерно для отраслей, требующих хорошего образования. Свежий выпускник вуза находится в уязвимом положении: ему сложно конкурировать с опытными специалистами.
Наличие престижного диплома решает эту проблему. Это весомое преимущество на рынке труда, которое позволит найти высокооплачиваемую интересную работу.
Важно!
Крупные зарубежные компании предпочитают принимать на нижние позиции молодых специалистов, чтобы «выращивать» их самостоятельно, поэтому молодой специалист с дипломом европейского вуза имеет хорошие шансы на трудоустройство и карьерный рост.
Как строится карьера маркетолога
Карьера специалиста может быть как вертикальной, так и горизонтальной, и зависит от того, где работает маркетолог.
Горизонтальная карьера характерна для крупных западных компаний: они охотно принимают на работу молодых специалистов, вкладываются в их дальнейшее обучение, развитие и поэтому заинтересованы, чтобы специалист как можно дольше работал в компании.
Чтобы не допустить выгорания и снизить текучку кадров, сотрудникам предоставляется возможность время от времени менять специализацию, например, из логистики перейти в отдел продаж, оттуда — в маркетинговый отдел.
Для сотрудников такая практика тоже полезна, поскольку они приобретают разноплановый профессиональный опыт.
Вертикальная карьера может строиться по-другому. Принятый на должность помощника специалист со временем может занять место бренд-менеджера, тимлида, или другую руководящую должность в зависимости от того, где работает маркетолог.
Вершина карьеры для маркетолога — должность генерального директора компании.
Зарплаты маркетологов
Доходы специалистов находятся в прямой зависимости не только от опыта работы, но и от того, в какой стране проживает и где работает маркетолог.
В России новичков принимают на зарплату 25–30 тысяч рублей; в Москве средняя зарплата маркетолога — 90 тысяч рублей.
На Украине средний доход специалистов — 15–18 тысяч гривен.
В Беларуси — от 250 долларов.
В Казахстане маркетологи зарабатывают от 200 тысяч тенге.
Однако, для действительно высокого заработка и перспектив в карьере имеет смысл посмотреть на работу за рубежом. Во многих странах эта профессия ценится значительно больше, да и технологии и методики могут быть гораздо более интересные и продвинутые.
Для примера, в Германии маркетологи зарабатывают в среднем от 3.500 до 5.500 тысяч евро. При этом учиться на маркетолога в Германии можно бесплатно, а после получения диплома немецкого вуза у вас будет полное право жить и работать в Германии.
Перспективы профессии
Маркетолог — одна из современных профессий, которые одновременно являются профессиями будущего.
Прогнозируется, что, в связи с появлением новых методов анализа покупательской активности потребителей появятся и новые направления работы маркетологов.
Популярность профессии неуклонно растет. Если раньше маркетинговые отделы работали только в крупных компаниях, то сейчас даже небольшие организации принимают в штат маркетологов.
Профессия маркетолог востребована уже сейчас и относится к профессиям будущего, поэтому получить образование в этом направлении очень перспективно. Для специалиста в области маркетинга престижное образование в вузе, который оперативно внедряет в учебную программу новейшие научные достижения — шаг к успешной карьере высокооплачиваемого специалиста.
Поступление в иностранный вуз может показаться сложной задачей, и, действительно, неподготовленный человек может столкнуться с определенными трудностями или ошибиться при подаче документов. Избежать ошибок поможет консультация специалиста.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!