Риторика, Наука о Речи

Rhetorik, Sprechwissenschaft (grundständig)

Базовый курс (бакалавриат) по риторике и науке о речи дает научные и практические базовые знания в области языковых и коммуникативных наук, речевого искусства, обучения речи и риторики и ведет к получению первой профессиональной университетской степени.

Курс частично предлагается в форме комбинированных образовательных программ бакалавриата.

Кроме того, с помощью дополнительной университетской квалификации в области речевого обучения, экзамена ассоциации перед Немецким обществом речевой науки и обучения речи (DGSS) можно получить профессиональную квалификацию в области обучения речи.

Альтернативные названия

Риторика, Речевая Наука

Систематика

Berufs-ID: 94049
Systematiknummer: 81733-907
SIF-ID: 1508214

Примеры программ обучения

Примеры образовательных программ

  • Общая риторика (бакалавр)
  • Речевое искусство и речевое образование (бакалавр)
  • Речевая наука (бакалавр)
  • Речевая наука и фонетика (бакалавр)

Требования к школьному образованию

Хорошими предпосылками для обучения являются глубокие знания следующих школьных предметов:

Немецкий Язык:

Чтобы научиться свободе слова и разговорной риторике, писать речи или, например, анализировать литературные произведения, учащиеся должны уверенно владеть немецким языком. При необходимости перед началом обучения проверяется языковая способность выражать свое мнение, а также вокальные, разговорные и риторические навыки.

Английский Язык:

Техническая литература часто доступна только на английском языке. Студенты должны уметь быстро её читать и понимать. Вы также должны уметь писать и представлять тексты на английском языке.

Биология:

В учебе рассматриваются функции органов дыхания, речи и слуха, их взаимодействие, возможные нарушения и методы лечения. Здесь могут пригодиться предыдущие знания анатомии.

Музыка:

Чтобы придать языку большую живость и выразительность через ритм, во время обучения могут использоваться музыкальные инструменты. Для этого необходимы базовые знания теории музыки. Преимущество имеют те, кто еще больше развил свои музыкальные навыки, пение или овладение музыкальным инструментом.

Изучаемые предметы

Модули (примерные):

  • Древняя риторическая традиция
  • Дидактика и методика навыков риторического общения
  • Новая риторика
  • Основы речевой науки
  • Элементарные процессы речи
  • Речь в медиа
  • Речевая подготовка / искусство речи
  • Методика обучения речи
  • Фонология и фонетика немецкого языка
  • Основные восприимчивые и продуктивные навыки
  • Словесные коммуникации
  • Анализ и изготовление риторических текстов
  • Развитие речи, голосовые, языковые и речевые расстройства
  • Речевая терапия
  • Структура современного немецкого языка

Практическое содержание курса:

  • При необходимости стажировки (например, в логопедических практиках, клиниках или культурных учреждениях, таких как радиостанции и театры)

Примеры специализации

Дополнительные квалификации

Приобретение дополнительных и ключевых квалификаций (например, в области межкультурной компетенции или самоуправления) во время учебы имеет смысл и является преимуществом для успешного начала карьеры, также как и прохождение подходящих факультативных модулей и модулей по выбору (например, по предмету основ речевой науки и речевого обучения) и соответствующие стажировки (например, в логопедических практиках, клиниках или культурных учреждениях, таких как радиостанции и театры).

Срок обучения

Стандартная продолжительность обучения: 6-8 семестров
Средняя фактическая продолжительность обучения: 7,5 семестра
Источник: Федеральное статистическое управление, Серия 11, Серия 4.2, Образование и культура - Экзамены в университетах 2020.

Возможные типы дипломов

  • Bachelor of Arts (B.A.)

Ситуация с обучением

Вы должны быть готовы к следующим условиям и требованиям:

  • Курсы: посещайте лекции и семинары в аудиториях и семинарских залах университета в течение семестра.
  • Самостоятельная работа: подготовка и сопровождение курсов, исследование библиотек, подготовка презентаций, выполнение курсовых работ (также в свободное от лекций время)
  • Организация: самостоятельно планировать учебу в рамках данной структуры курса, придерживаться заданных сроков и времени обучения, своевременно выполнять курсовую и экзаменационную работу (требуется самодисциплина и организаторский талант)
  • Профессиональная подготовка: при необходимости пройдите стажировку (например, в логопедических практиках, клиниках или в культурных учреждениях, таких как телевещательные компании и театры), подготовьтесь к вступлению в профессию

Дуальное обучение

Места обучения

Места обучения

  • в университете: лекционные, семинарские и практические залы, библиотеки
  • дома: например, подготовка и продолжение курсов, выполнение домашних заданий

Виды учебных заведений

  • Университет

Международное обучение

Альтернативные курсы

Следующие курсы могут быть альтернативой изучению базового курса риторики, речевой науки (бакалавриат):

Направление Терапии (немедицинская)

  • Логопедия, терапия речи (базовый курс)

Сходства:

  • Приобрести знания в таких областях, как речевые науки, психология, а также медицина голоса и речи.
  • Обучать пациентов лечебным языковым упражнениям

Направление Языковые и Литературные Науки

  • Общее и сравнительное языкознание (базовый курс)
  • Германистика (базовый курс)

Сходство:

  • Приобрести знания в таких областях, как структура современного немецкого языка, фонология и фонетика, развитие языка и принципы устной коммуникации.

Сферы деятельности

Для выпускников бакалавриата в области риторики, речевой науки существуют различные области деятельности в частном секторе или в секторе здравоохранения, например, образование взрослых или немедицинское лечение, терапия.

Последующее образование

Выпускники бакалавриата в области риторики, речевой науки могут продолжить обучение в магистратуре, например, риторике, науке о речи или логопедии, речевой терапии, и тем самым расширить свои профессиональные и карьерные возможности.

  • Логопедия, Речевая терапия (продвинутый курс)
  • Риторика, Наука о речи (продвинутый курс)

Развитие предметной области

Становление предметной области

Наука о речи тесно связана с обучением речи. Учителя речи в Германии обучали навыкам разговорной речи примерно с начала 20 века. Они использовали знания из таких дисциплин, как психология, медицина, фонетика, история языка или вокальная педагогика. Знание человеческой речи получило название науки о речи. Начиная с 1900 года, в Лейпциге, Галле и Берлине были созданы университетские лекции по языку и языковому образованию. В 1920-1930-е гг. они превратились в отдельные кафедры, например, в рамках семинаров по немецкой филологии. Основаны первые институты науки о речи и речевых знаний.

В начале 1950-х годов был введен первая образовательная программа по германистике (исследований немецкого языка), который включал научную подготовку в области разговорной речи, а в 1956 году - первая профессионально независимая дипломная программа по речевой науке и речевому образованию. Помимо фонетики и фонологии, а также обучения речи, все большее внимание уделялось проблемам интонации, нарушениям голоса, речи и языка, а также риторической и художественной коммуникациям.