Преподавание в специальных школах / в школах с особыми потребностями / для специальной педагогики

Lehramt an Sonderschulen/an Förderschulen/für Sonderpädagogik (Staatsexamen)

Базовый курс (степень государственного экзамена) в области преподавания в специальных школах / школах с особыми потребностями / для специальной педагогики дает знания по одному или двум предметам специальной педагогики (например, образование для слепых), а также технические и дидактические знания, как правило, по одному или двум учебным предметам. Кроме того, вы проходите практику в школе.

В зависимости от федеральной земли курс подготовки учителей ведет либо к сдаче государственного экзамена, либо к получению степени бакалавра и магистра. Первый государственный экзамен (в составе государственного экзамена) и степень магистра дают право поступить на подготовительную службу.

Альтернативные названия

Обучение в специальных школах / в поддерживающих школах / для специальной педагогики

Систематика

Berufs-ID: 93803
Systematiknummer: 84134-908
SIF-ID: 1509636

Примеры программ обучения

Примеры образовательных программ

  • Обучение в специальных школах (государственный экзамен)
  • Квалификация учителя специального образования (государственный экзамен)

Требования к школьному образованию

Хорошими предпосылками для успешной учебы являются глубокие знания следующих школьных предметов:

Немецкий:

Правильное использование немецкого языка и хорошее понимание текста имеют важное значение для учебы. Хорошие коммуникативные навыки не менее важны для того, чтобы во время практических частей обучения можно было представить содержание обучения, хорошо обобщенное и адаптированное к целевой группе детей с особыми потребностями.

Этика / Философия:

Философское содержание, как и теологическое, является одним из корней педагогики как научной дисциплины.

Английский:

Чтобы иметь доступ к англоязычной специальной литературе во время обучения, необходимы соответствующие языковые навыки.

Педагогика / Психология:

Педагогика и психология обучения - обязательные компоненты учебы. Предыдущие знания являются преимуществом.

Изучаемые предметы

Модули (примерные):

  • Образовательные и общественные науки (наука об образовании, политология, психология, социология)
  • Специальность специальной педагогики 1 (например, нарушение обучаемости, умственного развития)
  • Специальность специальной педагогики 2 (например, нарушение эмоционально-социального развития, нарушение языка и речи)
  • Учебный предмет (например, промышленные исследования, химия, немецкий, английский, математика, политика и экономика, религиоведение, спорт)
  • Психология специальной педагогики
  • Диагностика
  • Инклюзивное воспитание и образование
  • Поддерживающие уроки немецкого / математики
  • Медицинские основы и навыки для повседневной школьной жизни

Практическое содержание курса:

  • Стажировки (в основном в спецшколах, иногда и в компаниях)

Возможности расширения:

  • Помимо желаемой комбинации учебных предметов, можно изучать и другие предметы, например, немецкий как второй / иностранный язык или медиапедагогику.

Подготовительная служба:

  • За первым государственным экзаменом следует подготовительная служба. В это время будущие учителя преподают в специальной или поддерживающей школе. Подготовительная служба завершается вторым государственным экзаменом.

Примеры специализации

Дополнительные квалификации

Приобретение дополнительных и ключевых квалификаций (например, в области новых медиа в подготовке учителей, коммуникации и медиа-практики) во время учебы имеет смысл и является преимуществом для успешного начала карьеры, также как и прохождение подходящих модулей (например, по предмету педагогики для люди с ограниченными возможностями обучения) и соответствующие стажировки (например, в специальных школах).

Срок обучения

Стандартная продолжительность обучения: 8-10 семестров
Средняя фактическая продолжительность обучения: 8,0 семестра
Источник: Федеральное статистическое управление, Серия 11, Серия 4.2, Образование и культура - Экзамены в университетах 2020.

Подготовительная служба после обучения длится - в зависимости от типа обучения - от 12 до 24 месяцев.

Возможные типы дипломов

    Ситуация с обучением

    Вы должны быть готовы к следующим условиям и требованиям:

    • Курсы: посещайте лекции и семинары в аудиториях и семинарских залах университета в течение семестра.
    • Практические упражнения: например, выполнять упражнения по предметной дидактике в помещениях для семинаров.
    • Самостоятельная работа: подготовка и сопровождение курсов, исследование библиотек, подготовка презентаций, выполнение курсовых работ (также в свободное от лекций время)
    • Организация: самостоятельно планировать учебу в рамках данной структуры курса, придерживаться заданных сроков и времени обучения, своевременно выполнять курсовую и экзаменационную работу (требуется самодисциплина и организаторский талант)
    • Карьерная подготовка: стажировки в школах, подготовка к поступлению на работу

    Дуальное обучение

    Места обучения

    Места обучения:

    • в университете: лекционные, семинарские и практические, лингафонные кабинеты, библиотеки, компьютерные лаборатории.
    • дома: например, подготовка и продолжение курсов, выполнение домашних заданий

    Виды учебных заведений

    • Университет

    Международное обучение

    Альтернативные курсы

    Следующие предметы могут быть альтернативой изучению курса преподавания в специальных школах / школах с особыми потребностями / для специальной педагогики (государственный экзамен):

    Направление Образование, школа, профессиональное обучение и повышение квалификации

    • Преподавание в специальных школах / в школах с особыми потребностями (базовый курс, кроме государственного экзамена)
    • Преподавание в начальных школах (базовый курс, кроме государственного экзамена)
    • Преподавание в начальной школе (государственный экзамен)
    • Преподавание для типов школ неполной средней школы (Уровень 1) (базовый курс, кроме государственного экзамена)
    • Преподавание для типов школ неполной средней школы (Уровень 1)  (государственный экзамен)
    • Преподавание в гимназиях (базовый курс, кроме государственных экзаменов)
    • Преподавание в гимназиях (государственный экзамен)
    • Преподавание в профессиональных училищах / профессиональных колледжах (государственный экзамен)
    • Преподавание в профессионально-технических училищах / профессиональных колледжах (базовый курс, кроме государственных экзаменов)
    • Реабилитационная, специальная педагогика (базовый курс)
    • Наука об образовании, учебные науки (базовый курс)

    Сходства:

    • Практиковать и применять методы передачи знаний и педагогики
    • Приобрести педагогические, научные и дидактические знания

    Сферы деятельности

    Для выпускников преподавательских специальностей особенно подходит область преподавания в общеобразовательных школах.

    Последующее образование

    Выпускники программ государственного экзамена в области преподавания для специальных школ / школ с особыми потребностями / специальной педагогики могут получить дополнительную квалификацию в магистратуре, например, по менеджменту образования, и тем самым расширить свои профессиональные и карьерные возможности.

    • Управление образованием (продвинутый курс)
    • Реабилитация, специальная педагогика (продвинутый курс)

    Развитие предметной области

    Развитие предметной области

    Традиция создания школьных помещений для детей с повышенными потребностями из-за умственной, физической или учебной особенностей восходит к концу 18-го - началу 19-го века, когда были созданы первые так называемые аварийные или вспомогательные школы. Систематическое развитие системы специального образования началось в 1950-х и 1960-х годах в сочетании со специальной подготовкой учителей специальных и поддерживающих школ, которые готовятся в университетах и ​​- в Баден-Вюртемберге - в педагогических высших школах.