Lehramt Grundschulen (Staatsexamen)
Базовый курс подготовки учителей начальных школ дает педагогические, научные и дидактические знания (обычно по нескольким предметам). Кроме того, вы проходите практику в школе.
В зависимости от федеральной земли обучение преподаванию ведет либо к сдаче государственного экзамена, либо к получению степени бакалавра и магистра. Первый государственный экзамен (в составе государственного экзамена) и степень магистра дают право поступить на подготовительную службу.
Альтернативные названия
Квалификация Учителя в Начальной ШколеСистематика
Berufs-ID: 94206
Systematiknummer: 84114-904
SIF-ID: 1507900
Примеры программ обучения
Примеры образовательных программ
- Преподавание в начальной школе (государственный экзамен)
- Преподавание начального уровня (1-4 классы) (государственный экзамен)
Требования к школьному образованию
Хорошими предпосылками для обучения являются глубокие знания следующих школьных предметов:
Немецкий язык:
Правильное использование немецкого языка, хорошее понимание текста и способность к диалогу необходимы для получения степени, которая готовит студентов к преподавательской должности. Также важно знать историю немецкой литературы.
Математика:
Знание статистических методов важно для понимания эмпирических исследований в образовательных и социальных науках. Для изучения математики необходимы математические знания.
История, Политика / Обществознание:
Знания по этим предметам облегчают понимание экономических, политических и культурных событий в прошлом и настоящем во время курса. Знания в этих областях также являются преимуществом для предметного обучения.
Этика / Философия:
Философия является одним из корней образования как научной дисциплины. Знания в этих областях также полезны при изучении этики или философии, а также религии как предмета.
Биология, Химия, Физика:
Если вы выберете биологию, химию и / или физику в качестве будущих областей изучения, вы должны, например, иметь знания об основных структурах и функциях человеческого тела, о химических элементах и их структуре и / или о механике и электричестве. Знакомство с научной методологией также облегчает начало работы.
Английский и другие иностранные языки:
Если вы изучаете один или несколько иностранных языков для преподавания, желательно, чтобы вы уже имели углубленные знания этих языков в начале учебы.
География / Наука о Земле:
Если вы учитесь на преподавательскую должность в этой области, вы уже должны хорошо знать школьную программу.
Искусство, Музыка:
Чтобы изучать уроки музыки и искусства, нужно знать важнейшие эпохи и представителей европейского искусства и истории музыки.
Спорт:
Учащимся, выбравшим спорт в качестве предмета, необходимы не только спортивные результаты, но и знания, например, о методах тренировки, оборудовании или анализе движений.
Педагогика / Психология:
Педагогика и психология обучения - обязательные компоненты обучения. Предыдущие знания - преимущество.
Изучаемые предметы
Модули (примерные):
- Педагогика: история педагогики, теории воспитания, ценностное воспитание, медиаобразование, педагогические теории.
- Начальное образование
- Дидактика общего обучения
- Дидактика освоения письменной речи
- Социальные науки: религия, философия, политика, социология, краеведение / фольклор
- Обязательные модули по предмету 1 (специальность, например, математика)
- Обязательные модули по предмету 2 (например, немецкий)
- Обязательные модули по предмету 3 (например, биология)
- Психология: формирование процессов обучения
- Школьная педагогика: планирование процессов преподавания / обучения
Практическое содержание курса:
- Стажировки (в основном в школах, частично также в компаниях)
Возможности расширения:
- Помимо желаемой комбинации предметов, можно изучать и другие предметы, например, немецкий как второй / иностранный язык или медиаобразование.
Подготовительная служба:
- За первым государственным экзаменом следует подготовительная служба. Для этого будущие учителя преподают под присмотром и самостоятельно в общеобразовательной школе. Подготовительная служба завершается вторым государственным экзаменом.
Примеры специализации
Дополнительные квалификации
Приобретение дополнительных и ключевых квалификаций (например, в области медиа-навыков, межкультурного общения и управления конфликтами) во время учебы имеет смысл и является преимуществом для успешного начала карьеры, также как и прохождение соответствующих стажировок (например, в школах или по работе с детьми и молодежью).
Срок обучения
Стандартная продолжительность обучения: 7-10 семестров
Средняя фактическая продолжительность обучения: 7,5 семестра
Источник: Федеральное статистическое управление, Серия 11, Серия 4.2, Образование и культура - Экзамены в университетах 2020.
Подготовительный период после курса длится - в зависимости от типа обучения - от 16 до 24 месяцев.
Возможные типы дипломов
- Master of Science (M.Sc.)
Ситуация с обучением
Вы должны быть готовы к следующим условиям и требованиям:
- Курсы: посещайте лекции и семинары в аудиториях и семинарских залах университета в течение семестра.
- Практические упражнения: например, выполнять упражнения по предметной дидактике в помещениях для семинаров.
- Самостоятельная работа: подготовка и сопровождение курсов, исследование библиотек, подготовка презентаций, выполнение курсовых работ (также в свободное от лекций время)
- Организация: самостоятельно планировать обучение в рамках данной структуры курса, придерживаться заданных сроков и времени обучения, своевременно выполнять курсовую и экзаменационную работу (требуется самодисциплина и организаторский талант)
- Подготовка к карьере: пройдите стажировку в школах, подготовьтесь к началу карьеры.
Дуальное обучение
Места обучения
Места обучения
- в университете: лекционные залы, семинарские и практические кабинеты, лингафонные кабинеты, библиотеки, компьютерные лаборатории
- дома: например, подготовка и продолжение курсов, выполнение домашних заданий
Виды учебных заведений
- Университет
Международное обучение
Альтернативные курсы
Альтернативой изучению базового курса преподавания в начальной школе (государственный экзамен) могут быть следующие предметы:
Направление Образование, Школа, Обучение и Повышение Квалификации
- Преподавание в начальной школе (базовый курс, кроме государственных экзаменов)
- Преподавание для типов школ неполной средней школы (базовая, кроме государственного экзамена)
- Преподавание для типов школ неполной средней школы (государственный экзамен)
- Преподавание в гимназиях (базовая, кроме государственных экзаменов)
- Преподавание в гимназиях (государственный экзамен)
- Преподавание в профессионально-технических училищах / профессиональных колледжах (базовое, кроме государственных экзаменов)
- Преподавание в профессиональных училищах / профессиональных колледжах (государственный экзамен)
- Преподавание в специальных школах / в специализированных школах (базовое, кроме государственного экзамена)
- Преподавание в специальных школах / в специализированных школах (государственный экзамен)
- Образовательная и учебная наука (базовый курс)
Сходства:
- Практиковать и применять методы передачи знаний и педагогики
- Приобрести педагогические, научные и дидактические знания
Сферы деятельности
Для выпускников преподавательских специальностей особенно подходит область преподавания в общеобразовательных школах.
Последующее образование
Выпускники программ государственного экзамена в области преподавания в начальной школе могут получить дополнительную квалификацию в магистратуре по, например, менеджменту образования, и таким образом расширить свои профессиональные и карьерные возможности.
Управление образованием (продвинутый)
Развитие предметной области
Развитие предметной области
До введения обязательного школьного образования, которое имело место в немецких государствах с 17 века, детей в основном обучали частные учителя или священнослужители. Подготовка учителей не регулировалась до 19 века. Разделив немецкую систему образования на низшую и высшую школы, были окончательно определены пути обучения. В то время как учителя младшей школьной системы обучались на семинарах, учителя высших школ получали академическую подготовку в университетах. Академизация обучения в начальной школе произошла в 20 веке.
В 1920 году концепция начальной школы была впервые представлена для четырех младших классов, вышедших из начальной школы; частные и государственные дошкольные учреждения для детей из обеспеченных семей в значительной степени упразднены. Целью было создание единой школы для детей всех социальных слоев. Начиная с 1925 г. для подготовки учителей начальных классов создавались специальные педагогические академии, впоследствии ставшие педагогическими высшими школами, а также готовили учителей педагогические институты при университетах. В 1970-х годах педагогические высшие школы были в значительной степени распущены; С тех пор подготовка учителей начальных классов осуществляется университетами. Только в Баден-Вюртемберге подготовка учителей начальной школы продолжается в педагогических высших школах.