Биоинформатика

Bioinformatik (grundständig)

Базовый курс «Биоинформатика» привносит научные и практические базовые знания в области компьютерных наук, математики и естественных наук (биология и химия) и дает первую профессиональную квалификационную университетскую степень.

Биоинформатика также может изучаться в рамках программ дуального обучения.

Альтернативные названия

Систематика

Berufs-ID: 94025
Systematiknummer: 43134-915
SIF-ID: 131216

Примеры программ обучения

Примеры программ обучения:

  • Прикладная биоинформатика (бакалавр)
  • Биоинформатика (бакалавр)
  • Биоинформатика и исследование генома (бакалавр)
  • Биологическая обработка (бакалавр)
  • Разработка биосистем / Биоинформатика (бакалавр)
  • Биотехнология (биоинформатика) (бакалавр)

Требования к школьному образованию

Глубокое знание следующих школьных предметов является хорошей основой для успешного обучения:

Биологии и химии:

Изучение биоинформатики имеет высокую долю содержания исследований в области биологии и химии, например, клеточной и микробиологии, а также биохимии и биоорганической химии.

Математика:

Математика является важной основой информатики. Хорошее знание математики необходимо для обучения.

Информатика:

Структуры данных, алгоритмы и языки программирования являются важными составляющими обучения информатике. Таким образом, знания в этой области облегчают начало обучения.

Английский:

Часть литературы, имеющей отношение к вашей учебе, доступна только на английском языке. Студенты должны быть в состоянии читать и понимать её быстро. Кроме того, они должны иметь возможность писать тематические тексты на английском языке.

Изучаемые предметы

Обязательные модули (в качестве примера):

  • Алгоритмы и структуры данных
  • Общая биология
  • Общая химия
  • Биоинформатика
  • Биопроцессов
  • Компьютерная математика
  • Базы данных
  • Генетика и Исследование Генома
  • Математика для биоинформатиков
  • Микробиология
  • Молекулярная биология и биохимия
  • Нейробиология
  • Разработка программного обеспечения
  • Теоретическая информатика
  • Цитология

Модули по выбору (в качестве примера):

  • Биотехнология
  • Введение в цифровую обработку изображений
  • Параллельная обработка данных
  • Медицинская микробиология и иммунология

Практическое содержание курса:

В зависимости от университета, стажировки, практические модули, практические семестры (например, в компаниях, занимающихся ИТ-услугами)

Примеры специализации

Дополнительные квалификации

Приобретение дополнительных и ключевых квалификаций уже во время обучения полезно и является преимуществом для успешного вступления в карьеру (например, в области деловых иностранных языков, риторики и презентации или общения), также как и прохождение соответствующих факультативных модулей (например, по вопросу параллельной обработки данных) и соответствующих стажировок (например, в компаниях для ИТ-услуг).

Срок обучения

Обычная продолжительность обучения: 6-8 семестров
Средняя фактическая продолжительность обучения: 7,4 семестра
Источник: Федеральное статистическое управление, Fachserie 11, Reihe 4.2, Образование и культура - экзамены в университетах 2017

Возможные типы дипломов

  • Bachelor of Science (B.Sc.)

Ситуация с обучением

Вы должны быть готовы к следующим условиям и требованиям:

  • Курсы: посещайте лекции и семинары в течение семестра в аудиториях и лекционных залах университета
  • Практические упражнения: например, упражнения по биохимическим реакциям в лабораториях и упражнения по разработке программного обеспечения в компьютерных классах
  • Самостоятельная работа: обрабатывать материалы лекций и семинаров, проводить исследования в библиотеках, готовить документы, выполнять домашнюю работу (даже во время перерывов в семестре)
  • Организация: планируйте свое обучение автономно в рамках предписанной структуры обучения, придерживайтесь установленных сроков и периодов обучения, своевременно проводите курсовые работы и экзамены (требуются навыки самодисциплины и самоорганизации)
  • Подготовка к карьере: при необходимости, прохождение практики (например, в компаниях, предоставляющих ИТ-услуги), подготовка к работе

Дуальное обучение

Дуальные программы объединяют обучение с профессиональным обучением или практическими этапами в компании. По основам биоинформатики возможны интегрированные в практику учебные программы.

Места обучения

Места обучения:

  • в университете: лекционные залы, помещения для семинаров и практики, библиотеки, компьютерные классы, лаборатории
  • дома: подготовка к последующим занятиям, подготовка домашних заданий

Виды учебных заведений

  • Университет
  • Университет Прикладных Наук

Международное обучение

Альтернативные курсы

Следующие курсы могут быть альтернативами для изучения базового курса Биоинформатики:

Направление Разработки аппаратного и программного обеспечения

  • Медицинская информатика (базовый курс)
  • Вычислительная наука (базовый курс)
  • Информатика (базовый курс)
  • Инженерная информатика, вычислительная техника (базовый курс)
  • Программная инженерия (базовый курс)
  • Компьютерная инженерия (базовый курс)
Сходство:
  • Получить знания о методах и понятиях информатики
  • Обрабатывать информацию и разрабатывать необходимое программное обеспечение и базы данных

Направление Генной технологии

  • Молекулярная наука (базовый курс)
  • Науки о жизни (базовый курс)
Сходство:
  • Выполнять измерения и анализы
  • Получить знания в области молекулярной биологии и генетики

Сферы деятельности

Выпускникам бакалавриата по биоинформатике предлагаются различные сферы деятельности в частном секторе, например, разработка программного обеспечения, обеспечение качества ИТ, тестирование или продажи ИТ.

Последующее образование

Выпускники бакалавриата по биоинформатике могут продолжить обучение на курсе дальнейшего изучения, например, биоинформатике или информатике, и тем самым расширить свои карьерные и профессиональные возможности.

  • Биоинформатика (продвинутый курс)
  • Эпидемиология (продвинутый курс)
  • Информатика (продвинутый курс)
  • Медицинская информатика (продвинутый курс)

Развитие предметной области

Создание и развитие предметной области

В 1950-х годах анализ человеческого генома значительно продвинулся. После исследования первых белковых последовательностей молекулярная структура ДНК была открыта в 1953 году в форме двойной спирали. Первые шаги по определению нуклеотидной последовательности ДНК (секвенирование) были сделаны в начале 1970-х годов. Постоянный рост знаний в этой области привел к созданию баз данных последовательностей ДНК к концу десятилетия. Впервые термин «вычислительная биология» появился в литературе в 1988 году; Проект «Геном человека», который был запущен осенью 1990 года для полной расшифровки ДНК человека, заложил основу для быстрого развития биоинформатики. Первые профессуры биоинформатики в немецких университетах были созданы в конце 1990-х годов. Первая немецкая книга по биоинформатике была опубликована в 2001 году.

Предыдущие степени

До введения дипломированных программ бакалавриата и магистратуры программы по биоинформатике приводили к степени дипломированного специалиста (Диплом).