«Методика обучения немецкому языку» Шатилова

«Методика обучения немецкому языку» Шатилова

Сергей Филиппович Шатилов — крупнейший методист, профессор, который жил и трудился в СССР и оказал огромное влияние на развитие представлений о речевых умениях и навыках. Одним из известных трудов Шатилова стало пособие «Методика обучения немецкому языку в средней школе».

Особенности «Методики обучения немецкому языку» Шатилова

Становление карьеры Шатилова пришлось на 60-е годы прошлого века, когда, разумеется, многие из современных методик изучения иностранных языков еще не появились.

На тот момент основные концепции были основаны на идеях переводного владения языком и интуитивного его освоения.

Концепция переводного метода рассматривала владение иностранным языком как навык, сформированный упражнениями на перевод. Считалось, что учащийся осваивает иностранный язык, в первую очередь, через перевод на родной язык и уже на этой основе формирует свои навыки беспереводного владения этим языком. Эта идея появилась еще в дореволюционное время; она признавалась многими советскими учеными.

В отличие многих, Шатилов считал, что навыки иностранной речи формируются в процессе речевой практики, поэтому основными при изучении иностранного языка должны быть должны быть речевые упражнения.

Еще одна популярная методика в 50–70 годах прошлого века рассматривала владение иностранным языком как интуитивный навык, который приобретается в процессе обширной речевой практики, однако Шатилов подчеркивал, что в обучении прежде всего важна осознанность.

Он выделял пассивное и активное владение языком; по его мнению, первое опирается на языковые навыки, второе — на речевые.

Шатилов выделил четыре коммуникативных умения:

  • говорение,
  • аудирование,
  • письмо,
  • чтение.

Именно в те времена произошло уточнение терминов «навык» и «умение»: Шатилов подчеркивал, что навык — это умение, доведенное до совершенства.

Преимущества и недостатки «Методики обучения немецкому языку» Шатилова

Пособие Шатилова «Методика обучения немецкому языку в средней школе» сочетает общие характеристики процессов обучения, тщательный и подробный разбор конкретных методов и освещение основных принципов обучения иностранному языку.

Пособие включает четыре части:

  • в первой рассмотрены обще теоретические вопросы;
  • во второй — обучение лексике, грамматике, фонетике и основным видам речевой деятельности;
  • третья часть посвящена вопросам планирования и организации процесса обучения;
  • четвертая рассматривает историю методики преподавания иностранного языка в школе.

Достоинством пособия является фундаментальный подход.

Однако оно предназначено не для студентов, а для преподавателей; именно они могут почерпнуть в «Методике обучения немецкому языку» Шатилова важные идеи о том, как эффективно обучать студентов.

Что касается недостатков этого научного труда, нужно подчеркнуть, что оно было написано очень давно, и хотя многие идеи не теряют актуальности, сегодня разработано большое количество новых методик, в том числе, и тех, которые учитывают наработки профессора Шатилова.

Язык всегда изучается в контексте жизненных реалий, характерных для того или иного времени. Наша жизнь сегодня очень сильно отличается от реалий, существовавших полвека назад, поэтому многие понятия уже могут стать неактуальными или неинтересными современным студентам.

Можно ли объединять несколько методик при обучении немецкому языку

На сегодняшний день не существует единственно верной, идеальной методики изучения иностранных языков.

Как правило, педагоги изучают различные методики и в итоге компилируют из них собственные подходы к обучению студентов. Вот поэтому так важны личность преподавателя и его опыт.

Как выбрать эффективную методику

Перед людьми, которые хотят начать изучение иностранного языка, всегда стоит вопрос, как выбрать наиболее эффективную и качественную методику обучения.

Этот вопрос тесно связан с целями, с которыми человек учит иностранный.

Немецкий язык сегодня наиболее часто учат для того, чтобы трудоустроиться в Германии или получить там образование.

Особенно перспективен немецкий для тех, кто хочет получить бесплатно качественное высшее образование в престижном европейском университете. Именно в Германии учеба в государственных вузах для всех студентов бесплатна.

Программы обучения в немецких вузах представлены как на немецком, так и на английском языке, но на немецком выбор значительно шире, особенно, если поступать на бакалавриат.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Отправляясь на учебу в Германию, даже на англоязычную программу, очень полезно знать немецкий язык для бытового общения, а также для последующего трудоустройства.

Поступить в немецкий вуз сразу после окончания школы в СНГ невозможно. Нашим абитуриентам доступны следующие варианты поступления в немецкие вузы:

  • после Штудиенколлег;
  • после одного года обучения в отечественном вузе;
  • переводом из отечественного вуза после окончания второго или третьего курса;
  • на второе высшее или в магистратуру после окончания бакалавриата на родине.

Для вчерашних школьников оптимальный вариант поступления — через Штудиенколлег. Чтобы поступить на подготовительную программу, необходимо знание немецкого языка на уровне от В2, а для поступления в немецкий университет нужно знание языка обучения (английского или немецкого) на уровне от С1.

Важно!

Пакет документов при поступлении в немецкий вуз должен включать сертификат, подтверждающий языковые компетенции.

Перед поступающими в немецкие вузы стоит задача изучить не книжный, а жизненный вариант немецкого языка, который характерен для его носителей. Лучший способ сделать это — изучать язык с полным погружением языковую среду, обучаясь в немецкой языковой школе.

Немецкие языковые школы в Европе очень популярны, поскольку стоимость обучения в них, как минимум, на 20 % ниже, чем в других европейских странах. При этом они радуют высоким качеством обучения, а также богатым выбором различных программ обучения для разных начальных уровней и для разных целей подготовки, в том числе, предлагают программы для подготовки абитуриентов к поступлению.

Занятия проходят в небольших группах; учебная нагрузка может варьировать от легкой до очень насыщенной, вплоть до 30–40 часов в неделю. Изучение теоретических основ языка подкрепляется постоянным общением и полным погружением в языковую среду, изучением культуры Германии, менталитета немцев, различных культурных особенностей страны, что очень полезно и обязательно пригодится студенту.

При выборе языковой школы рекомендуется ориентироваться на заведения, предлагающие услуги в среднем ценовом диапазоне, а лучше сразу обратиться к нашим консультантам, которые посоветуют вам подходящую именно для вас языковую школу и программу обучения в ней.

«Методика обучения немецкому языку» Шатилова — это классика, фундамент, на который опираются многие современные методики, но чтобы выучить язык быстро и на уровне его носителей, необходимо не только заниматься в классе, но и много времени посвящать языковой практике, что подчеркивал и сам Шатилов.

Лучший вариант обучения немецкому языку — это учеба в немецкой языковой школе. Выбрать подходящую именно вам школу помогут наши специалисты. Записывайтесь на консультации и участвуйте в наших комплексных программах успешного поступления.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяЦель изучения немецкого языка
Следующая статьяКак выбрать школу для изучения немецкого языка