Эти загадочные soft skills

Эти загадочные soft skills

О чем мы думаем, представляя ту или иную профессию?

Прежде всего, о профессиональных знаниях и навыках, характерных для той или иной специальности.

Какие могут быть профессиональные навыки? К примеру, учитель должен владеть методиками преподавания, инженер — разбираться в механике, врач — знать признаки болезней и методы лечения.

Но помимо профессиональных навыков есть еще и надпрофессиональные, так называемые soft skills.

Интересно!

Soft skills — это, буквально, «гибкие способности».

Что такое hard и soft skills

Представьте, что на работу пришел новый сотрудник. Его приняли, потому что его профессиональная компетенция соответствует требованиям компании. Но он оказался некомфортным в общении, безответственным и не склонным к сотрудничеству. В этом случае его профессиональная компетенция должна быть чрезвычайно высокой для того, чтобы он мог остаться на работе.

Это и есть soft skills — навыки, не связанные непосредственно с профессией, но необходимые для нормальной коммуникации и эффективной работы и взаимодействия с людьми в рамках профессиональной деятельности.

Soft skills не связаны с какой-либо профессией как таковой; это «сквозные» навыки, необходимые любому специалисту.

Hard skills — это профессиональные навыки и умения, необходимые для работы по специальности и связные с конкретной профессией.

Когда мы выбираем профессию, прежде всего оцениваем, есть ли у нас склонности и способности, необходимые для приобретения «жестких навыков» выбранной специальности. Но компетентный специалист по профориентации всегда обращает внимание на soft skills, понимая, что они не менее важны.

Советуем изучить: Профориентация

Немного истории

В конце 50-х — начале 70-х годов 20 века в армии США проводились реформа подготовки личного состава и исследования компетенций, руководил которыми психолог Дэвид Макклеланд. Именно тогда возникло само понятие компетенций и методов их оценки.

В чем отличия soft skills от hard skills

Soft skills — это социально-психологические навыки, которые необходимы не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.

Важно!

Человек — социальное существо. Все люди зависят от мнения социума и желают быть социально одобряемыми. На этом качестве завязаны многие аспекты нашей жизни: дружба, заведение семьи, мода, правила общественного поведения и моральные нормы. Человеку с неразвитыми социально-психологическим навыками приходится непросто во многих жизненных ситуациях.

Hard skills — это то, чему нас учат в университете. Без них профессионалом стать невозможно. Чтобы приобрести крепкие профессиональные знания и навыки, необходимо правильно выбрать вуз.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Подытожим:

  • Hard skills — это специальные навыки, необходимые для работы в выбранной профессии; для каждой специальности они свои.
  • Soft skills — это «общечеловеческие» навыки, необходимые для успешного функционирования в социуме; они универсальны и нужны представителям всех профессий.

Для успешной карьеры важны оба вида навыков.

Топ-10 soft skills, востребованных на рынке труда

Все soft skills делятся на 4 группы:

  • социальные,
  • интеллектуальные,
  • волевые,
  • лидерские.

Какие конкретно гибкие навыки пригодятся тем, кто хочет построить карьеру?

Коммуникационные навыки

Умение общаться, искать компромиссы и договариваться пригождается в продажах, но необходимо как тем, кто работает в коллективе, так и «героям-одиночкам». Как ни странно, последним способности к успешной коммуникации нужны даже больше: ведь им приходится продавать свои профессиональные навыки.

Компьютерная и техническая грамотность

Если раньше компьютерная грамотность считалась профессиональным навыком, сейчас, с развитием и повсеместным проникновением в нашу жизнь компьютерных технологий, грамотность и навыки в этой области стали необходимы представителям практически любой профессии. Поэтому теперь их следует рассматривать как soft skills.

Межличностные навыки

Навыки, связанные с обменом информации в любой форме, умением слушать собеседника и управлять своими эмоциями, называются межличностными. Поскольку любая работа связана с взаимодействием с людьми, межличностные навыки необходимы всем.

Адаптивность

Умение приспосабливаться — важный эволюционный механизм. Адаптивность пригодится при столкновении с любыми новыми факторами. Чем выше адаптационные способности человека, тем ниже уровень его стресса, что напрямую влияет на способности к обучению и эффективной работе.

Навыки исследования

21 век совершенно изменил информационную среду. Сейчас нас окружает огромное количество информации. Она доступна, но из-за ее обилия не так-то просто найти нужную. Любому специалисту для работы необходимы впечатляющие объемы информации, которые невозможно держать только в голове. Если раньше в школах большое внимание уделяли зубрежке, сейчас главное — уметь быстро и качественно найти необходимые сведения.

Навыки управления проектами

Способность организовать работу над проектом – качество, необходимое даже на нижних ступенях карьеры. От успешности этого навыка зависит, будут ли специалиста продвигать по карьерной лестнице.

Умение решать проблемы

Любая работа — это решение проблем. Учитель решает проблему отсутствия грамотности, врач решает проблемы со здоровьем, психолог — эмоциональные проблемы. Жизненно важно в любой ситуации уметь мыслить конструктивно и находить пути решения проблем.

Экспертиза и совершенствование бизнес-процессов

Этот навык необходим руководителям и фрилансерам. Найти проблему и понять, что можно улучшить, важно, чтобы совершенствовать рабочие процессы и быть впереди конкурентов.

Трудовая этика

Сейчас наблюдается рост внимания к роли этики в системе управления трудовыми ресурсами. Любая организация сталкивается с этическим проблемами. Человек, которые не понимает, что плохого в мелком воровстве, сплетнях, хамстве на рабочем месте, получает соответствующую репутацию, мало совместимую с образом профессионала.

Эмоциональный интеллект

О том, что интеллект связан не только с умом, заговорили не так давно. Можно ли считать интеллектуально развитым человека, завалившего тест на IQ, но гениально танцующего? Современная наука говорит, что можно. Просто это разные типы интеллекта.

Одним из важнейших видов интеллекта является интеллект эмоциональный. Его можно представить как координатную прямую, на одной стороне которой — социопат, на другой — человек с высоко развитой эмпатией. Умение понимать мотивы и настроения людей обязательно пригодится не только в личной жизни, но и на рабочем месте.

Какие навыки все-таки важнее

Без профессиональных навыков не может быть специалиста. Но карьера двух специалистов, которые обладают одинаковой профессиональной компетенцией, может сложиться по-разному.

Зависит это как раз от soft skills.

Доброжелательный и коммуникабельный человек быстро вливается в рабочий коллектив, обрастает полезными связями и получает поддержку. Его карьера продвигается быстрее и легче, он получает повышения.

В ходе карьерного роста большое значение приобретают лидерские качества, умение управлять людьми, делегировать полномочия. Чем выше должность, тем меньшее значение имеют hard skills сами по себе, и тем больше важны soft skills.

Например, какие профессиональные навыки могут быть у врача? Участковому врачу очень важны навыки постановки диагноза и назначения правильного лечения. Но заведующий клиникой занимается, в основном, организационными вопросами, а его профессиональные знания и умения помогают ему разбираться в проблемах и говорить с подчиненными на одном языке; на первое место выходят soft skills: способность управлять коллективом, решать проблемы, организаторские способности, умение общаться с людьми и улаживать конфликты.

Таким образом, soft skills и hard skills можно считать равными по значимости, но, чем выше занимаемая должность, тем важнее гибкие навыки.

Есть и другой аспект: на наших глазах происходят огромные перемены на рынке труда. Благодаря развитию технологий меняется сама его структура. Следствием этих перемен становятся изменения требований к специалистам, внимание не только к тому, какие могут быть профессиональные навыки, но и к soft skills.

Производственный сектор уменьшается, растет сфера услуг. В этой области социально-психологические навыки получают решающую роль.

Одновременно происходит другой процесс: в связи со стремительным научно-техническим прогрессом знания устаревают очень быстро. Любой специалист, чтобы оставаться компетентным, должен постоянно повышать квалификацию и осваивать смежные отрасли. Гибкость мышления, способность постоянно развиваться и видеть новые возможности становится ключевым фактором карьерного роста.

Нужно ли развивать soft skills

Гибкие навыки так же поддаются тренировке, как жесткие. Формула освоения навыка: знание — тренировка — навык. Любой навык — результат тренировки.

Представьте ребенка, который не умеет пользоваться ложкой. Мы можем показать ему, как пользоваться ложкой, и у него появятся знания об этом навыке, но не сам навык. Но, если ребенок будет постоянно тренироваться, он со временем приобретет опыт, и умение пользоваться ложкой станет автоматическим.

Так и soft skills поддаются тренировке.

Но знать о них — полдела. Необходимо развивать их в себе, чтобы вывести свою жизнь на новый уровень. Для этого подходят тренинги и самостоятельная работа.

Soft skills и hard skills — неотъемлемые слагаемые успешной учебы, работы и построения карьеры. Развивайте свои социально-психологические навыки, а профессиональные навыки получайте в престижном университете. За помощью в поступлении в немецкие вузы обратитесь к специалистам.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая статьяЗачем нужен TestDaF, и как его сдать
Следующая статьяПрофессия Провизор